Сегодня: 11:43, 27 апреля 2024
Фото из домашнего архива Ивана Карачинцева, внука Е. И. Скобелкина Фото из домашнего архива Ивана Карачинцева, внука Е. И. Скобелкина

И ум, и дар, и озорство

16:38 Четверг, 14 марта 2024 0

Евгений Иванович Скобелкин. Имя этого человека хорошо известно не только сотрудникам нашей газеты – журналист, краевед, автор книг об истории города, патриот своей малой Родины – он сделал так много, чтобы оставить в ее летописи и свою страничку. Сегодня исполняется 25 лет с того дня, как Евгения Ивановича не стало. И мы в эти дни не можем не вспомнить о нем.

«Шутю!»

Журналистам много чего не положено. Врать и выдавать желаемое за действительное. Опаздывать и критиковать кого-то из мести. Не положено терять чувство юмора. О чувстве юмора журналистов слагают легенды. Причем в каждой редакции они свои. Есть такие легенды и у нас. Смешные и немного грустные, ведь многих из тех, кто так шутил, уже нет с нами, а их шутки и голоса еще звучат в нас. Не знаю почему, но молодое пополнение редакции уже так не шутит. Обидно, но факт. Некоторые объясняют это тем, что, мол, времена другие настали. Может быть, может быть...
Самым знаменитым шутником в нашей редакции был Евгений Иванович Скобелкин – человек неугомонный, извергающий фонтан энергии и в зрелые его годы, душа любой компании. Особенно любила его молодежь, которая сама нередко становилась мишенью для остроумных его «стрел». На него никогда и никто не обижался, впрочем, и сам он был незлопамятным, неконфликтным. Шутки Евгения Ивановича были без злобы и сарказма, они просто вызывали добрый смех. Сам он при этом никогда не смеялся – оставался серьезным, чем порой ввергал некоторых в растерянность. Ну, а когда сам задумывался и кто-то пытался помешать этому процессу, Евгений Иванович поднимал вверх палец и предупреждал: «Тихо! Чапай думать будет!»
... Евгений Иванович работает над очередной статьей. От него я узнаю, что одной из сотрудниц редакции вырезали аппендицит. Евгений Иванович, отвлекшись от статьи, вдруг начинает серьезно рассуждать: «Вот ведь природа как к человеку несправедлива: ну зачем ему аппендикс, или, к примеру, усы, борода? То, что нужно, не растет совсем. Ну, вот хвост, например. Знаешь, как он нужен! Сижу я, допустим, статью пишу, и хвостом мух отгоняю. Искандару (И.В. Шамсутдинов, фотокорр – прим. авт.) хвост бы подсветку держал. Даже в автобусе было бы чем зацепиться!» Вновь задумывается. Серьезно и решительно: «Нет, как ни крути, а хвост человеку нужен!»

photo 2024 03 11 10 29 07

«Батька говорить будет!»

«...отдел партийной жизни, самый шумный, прокуренный, как вокзальный туалет. Его заведующим был ходячая энциклопедия редакции, маленький, громогласный и очень подвижный человек – Евгений Иванович Скобелкин. Самым невероятным образом в нем совмещались аналитический ум и мальчишеская проказа, трезвый расчет и озорство, интеллигентность и уличная простота. Он работал незаметно, но плодовито и как-то всегда весело. Исчезнет на час–другой на какое-нибудь собрание, придет – обязательно расскажет новый анекдот. Всем по очереди. Замолчит, скроется ненадолго в своем кабинете, накидает в пепельницу горку мятых окурков, старательным почерком исковыряет небольшой клочок бумаги без знаков препинания и абзацев, и, глядь, битый час уже диктует с него секретарю– машинистке Зое Петровне. Сдаст статью – живот и грудь колесом и... появляется сразу во всех отделах, и сразу во всех – шум и гам, суета и хохот. Уж таким он был – живым, неистощимым на розыгрыши и выдумки... На собраниях Скобелкин неизбежно оказывался на почетном месте, на общем фото – в центре кадра, на дружеской вечеринке – во главе стола. Он первым поднимал заздравный тост, и, характерным движением поправив очки на переносье, привычно произносил: «Слухай сюда! Батька говорить будет!»

photo 2024 03 11 10 29 09

Четвертый год срочной службы в Забайкалье. С сослуживцем Николаем Царненко.1953 год

Анатолий Столяров, писатель, журналист и бывший коллега (из книги «Остается навсегда»)

История про зайца

...В нем на удивление мирно уживались азарт репортера и терпеливая скрупулезность исследователя, историка. Дорогое перо.
– Евгений Иванович, ну что я, как дура, поеду в эту деревню... Ничего ведь не понимаю в сельском хозяйстве, буду ходить там с открытым ртом.
– Почему «как»? Вот с открытым ртом и ходи. В книжках тоже можно прочитать о жизни, но лучше, дружочек, от людей улавливать. Каждый из них раз в пятьдесят тебя умнее. То-то!
– Евгений Иванович, как пишется «заиц» или «заец»?
Озадаченный Скобелкин в недоумении уставился на молоденькую, безграмотную, но уверенную в себе машинистку, сменившую на время отпуска нашу точную во всем Зою Захарову. Секунда-другая, и он находит достойный выход из щекотливого положения:
– Гм, а это смотря какой заяц. Вот ежели он лесной – то «заец», а ежели полевой – то «заиц».
Бойко стучат клавиши печатной машинки. В заметках фенолога, блестяще написанных нашим неповторимым Скобелкиным (который, впрочем, и сам не знает, через какую гласную пишется этот чертов заяц – для него это не суть важно), появляется напечатанное «заиц».
– Так, – говорит Скобелкин., – стало быть, остановимся на полевом.
Наталья Колпакова,
журналист, «Первая любовь»
(г. «Вперёд», 2 ноября 1999 г.)

25 лет назад

Это было в 1999 году. С Евгением Ивановичем мы договорились встретиться в редакции 15 марта. Хотели обсудить его новые статьи для нашей газеты, которой в тот год исполнялось 75 лет. Но этой встрече состояться было уже не суждено: в понедельник, 14 марта, утром пришло печальное известие – внезапный сердечный приступ унес нашего «аксакала» за четыре месяца до его личного 70-летия.
С газетой «Вперёд» Евгений Иванович связал свою жизнь еще в пятидесятые. В сентябре 1957 году он был зачислен в штат редакции заведующим сельхозотделом. Затем был заместителем главного редактора, какое-то время главным редактором, заведующим отделом партийной жизни. Многие годы бессменно руководил троицкой территориальной журналистской организацией. И, благодаря его участию, газета многие годы проводила конкурс для нештатных корреспондентов им. Самуила Цвиллинга.

Его знали не только как газетчика: Евгений Иванович выступал по радио, был автором множества краеведческих викторин, рубрик, привлекая к этому немалое количество троичан, любящих историю родного края. Он всегда находил время для своего любимого занятия – краеведения. Благодаря этой любви, из-под его пера вышли несколько книг. Самые известные – «Возвращаясь к прошлому», справочник-путеводитель «По улицам и площадям Троицка» и другие. И даже уйдя в 1989 году на заслуженный отдых, он не прерывал связи с родной газетой. Свободного времени стало больше, и именно в этот период журналист написал много историко-краеведческих статей. Иллюстрировать их частенько помогал коллега и соавтор – фотокорреспондент Искандар Мухаметвалеевич Шамсутдинов, также интересовавшийся историей города.

...В 1993 году Евгению Ивановичу Скобелкину было присвоено звание «Почетный гражданин города Троицка». О нем самом можно было написать целую книгу. Он был настоящим кладезем историй, часть из которых так и не успел нам рассказать. Вот, к примеру, когда редакция переехала из здания городской администрации на нынешнее место – ул.Ленина, 106, все мы были немного расстроены, ведь здание сильно напоминало деревянную избушку. Как-то, зай­дя в редакцию и заметив нашу печальку, Евгений Иванович по обыкновению бодро изрек: «Не горюй, начальник! Домина, конечно, старая, зато, знаешь, у него какая история!». И он вкратце рассказал о страшной тайне, связывающей два здания: нашей редакции и старого, из красного кирпича, углового дома напротив, того, где раньше был магазин, называемый в простонародье «музафаркой» (сейчас там располагается «Озон»). Эту историю мы хотим вам напомнить. Как один из эпизодов дореволюционной жизни Троицка, в котором и раньше кипели страсти, происходили события – настоящие детективные сюжеты. И как память о нашем ушедшем старшем коллеге.

photo 2024 03 11 10 29 08 2

Со следующего выпуска газеты мы начнем рассказывать о том далеком, таинственном происшествии.

 

Наталия Сорока

Прочитано 181 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика