Мы учились в советской школе…
Вот и начался новый учебный год. Говоря о современной системе образования, особенно в период пандемии, многие начинают сравнивать ее с советской. Наши читатели вспоминают, как было раньше.
– Я училась с 1960 по 1966 гг. в Карсинской средней школе. Она для нас была вторым домом. Учили нас молодые педагоги, только что окончившие вузы. Это Белихова А. Ф., Наумова В. Ф., Сербина Н. М., Копейкин Б. М. и наш строгий директор Воронин П. М. Обучение тогда и сейчас существенно разнится. Но знания, считаю, мы получали хорошие. Из 21 учащихся восемь окончили институты, а остальные разные техникумы. По сравнению с современными школьниками, свободного времени у нас было больше. Телевизоры были не у всех, кино - два раза в неделю, а современные дети сейчас «сидят» в гаджетах. Осуждать их за это нельзя - время диктует свои нормы. Учителя нам давали не только знания по предметам, но и учили жить по основным принципам: быть трудолюбивыми, честными, обязательно получить профессию. Качество образования зависело только от учителей и самих учащихся. Родители в учебном процессе участия не принимали. Сейчас дети загружены домашними заданиями, проектами, рефератами, подготовкой к ВПР и ЕГЭ. Без помощи родителей и репетиторства детям сложно. Сегодня входит в повседневную жизнь онлайн-обучение. Здесь есть как плюсы, так и минусы. Время все расставит на свои места. Авторитет учителя, директора школы был очень высокий. Вызов родителей в школу – это всегда было ЧП. Наши отцы, в большинстве своем, участники войны, были людьми суровыми и требовательными. Ослушаться их никому и в голову не приходило. Не хочешь учиться – иди работать. Стимул самый верный во всех отношениях. Прошло уже 55 лет, как окончена школа, но в сердце до сих пор живет большая благодарность всем, кто дал нам путевку в жизнь.
– Я учился в восьмилетней школе №2 в семидесятые годы – теперь в этом здании располагаются автокассы. Наша система образования была самой лучшей – пусть не было никаких гаджетов, но было больше человеческого общения и уважения друг к другу. Школьные азы ученики постигали досконально, не поверхностно, и нагрузка на нас была рассчитана по нашим силам и возможностям. В школе мы развивались всесторонне: занимались спортом, играли в «Зарницу», а вечерами ходили на каток в парк Томина. Иногда вместе с учителями. Конечно, без идеологии в те годы никуда. Но ни у меня, ни у моих друзей не вызывала отторжения система, при которой все старались помогать друг другу. Никаких репетиторов за деньги – если ученик был слабым по предмету, с ним педагог занимался бесплатно или одноклассники помогали исправить плохие отметки.
– В 1967 году, в числе других первоклашек, я пошла учиться в новую, только что построенную, школу № 23 в пос. ГРЭС. После торжественной линейки, поднимаясь по высоким ступенькам в класс, испытывала одновременно и страх, и любопытство. Что там впереди? С огромной благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Тамару Петровну Коваленко. Она научила нас получать удовольствие от процесса учебы, преодолевать трудности, верить в себя. Когда перешли в средние классы, не теряли с ней связи. Став пионерами, вели шефскую работу с ее новыми первоклашками. А потом пришло время предметников: все учителя были влюблены в свои «науки» и с настойчивостью боролись за наши умы. Вот тогда мы начали понимать, кому что ближе, интереснее. Помимо учебы, мы были постоянно чем-то заняты: факультативы, конкурсы, концерты, соревнования, походы, поездки на сбор урожая. Учителя всегда были рядом, поддерживали, направляли. А в 1975 году построили еще одну школу - № 6. И нас, старшеклассников, перевели учиться туда. Теперь все школьники в поселке учились только в одну смену. Школа по тем временам была самая передовая и очень красивая! Вместо привычных тяжелых парт в кабинетах стояли столы. Наш классный руководитель, Мария Ивановна Выдрина, преподавала химию, и этот кабинет был закреплен за нашим классом. Он находился рядом со столовой, поэтому мы почти всегда были первыми в очереди за горячими булочками. Помню, с каким трепетом мы входили в кабинет математики, где нас встречал Лазарь Ефремович Каплун! Учитель, который вел уроки только в старших классах, о котором слагались легенды, передающиеся из уст в уста. Конечно, не все было гладко, порой возникали какие-то недопонимания. Одно из них случилось в 10 классе, когда мы с ребятами где-то прочитали о праздновании Рождества на Руси. Выучив стишки-песенки, нарядившись, мы пошли по домам знакомых и учителей колядовать. Было весело! За колядки нам давали кто что мог: печенье, конфеты, булочки, даже селедку. Все это мы с удовольствием тут же съедали. А наутро всех вызвали на педсовет и чуть не исключили из комсомола. Что поделаешь, такие были времена. В школе мы не только получали знания – мы учились жить, дружить, трудиться, отстаивать свое мнение. Мне кажется, что у нас у всех была одна общая цель. Нам не столь важно было получение знаний, нам было важно, какими мы вырастем людьми! Прошло 54 года, как я переступила порог школы. Что-то безвозвратно стерлось из памяти, но ощущение чего-то хорошего и теплого осталось.
Главные запреты в советской школе
1. Писать левой рукой. Вплоть до начала восьмидесятых годов в СССР переучивали левшей, заставляя писать их правой рукой. Делалось это, в том числе, и потому, что бытовало мнение: левша не сможет быть полноценным работником, а юноши еще и служить в армии, ведь все оборудование и оружие сделано под правшей. Для выработки красивого почерка в самом начале обучения школьники писали только перьевыми ручками. Потом, когда на уроках письма ученик получал хорошие отметки, учитель торжественно разрешал ему пользоваться шариковой ручкой.
2. Внешний вид. В школу нужно было ходить строго в школьной форме: девочкам в коричневых платьях с белым воротничком и черных фартуках, мальчикам в однотонных рубашках и темных форменных пиджаках. По торжественным случаям черные фартуки менялись на белые или надевали «белый верх, темный низ». Даже в случае приобретения по большому блату, например, кроссовок, носить их не полагалось. Все должны были быть равны, по крайней мере, внешне, а выделяться можно было лишь способностями, успехами в учебе и спорте, общественной деятельности. И сегодня это кажется не таким уж плохим «нельзя». В советской школе старшеклассницу, решившую стать еще более привлекательной при помощи косметики, ждало торжественное изгнание из класса прямиком в туалет – смыть «безобразие». Правда, порой в некоторых классах встречались школьницы, которые упорно нарушали правило - в знак протеста. Их родителей ожидал серьезный разговор с директором школы. Распущенные по плечам длинные волосы, так же, как и окрашенные, тоже были под запретом.
3. Еще одним поступком, за который можно было получить нагоняй от завуча, было ношение серег, особенно бросающихся в глаза. Некоторые педагоги сквозь пальцы смотрели на маленькие сережки-гвоздики у своих учениц, другие же, «старой закалки», считали это буржуазной выходкой, недостойной советской девушки.
От редакции. Мы ждем от вас, дорогие читатели, педагоги, учащиеся, новых воспоминаний о школьной жизни и мнений о бывшей и существующей системах образования.
Тему подготовила Александра СМОЛЕНСКАЯ.
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».