Сегодня: 02:02, 03 мая 2024

Тайна сестер Степановых

15:41 Пятница, 27 августа 2021 0

В моем домашнем архиве хранится фото, которое мне дорого вдвойне. Когда-то его мне подарил наш учитель истории, известный в Троицке краевед и любитель старины Мужип Вахитович Вахитов. Старшее поколение троичан наверняка помнит это имя

Подарок учителя

Мужип Вахитович как-то раз пригласил меня к себе в гости – в квартиру, которая находилась в центре города, в жилом городке возле знаменитого 37-го магазина по ул. Гагарина. Это был конец 70-х годов. Я взяла с собой одноклассницу. Помню, как, раскрыв рты, мы ходили по этому маленькому домашнему музею, где каждый уголок был заполнен удивительными экспонатами. Старинные народные гармошки, бытовые предметы, альбомы с редкими марками и фотографиями – чего там только не было! Так вот, видимо, оценив мою прилежность в изучении предмета и тягу к истории, Мужип Вахитович достал из альбома один снимок и подарил мне его на память. Это был портрет трех девушек примерно одного возраста. Одна из них держала в руках учебную папку – может быть, она училась в гимназии. На обратной стороне снимка рукой учителя была сделана надпись: «Сестры Анна, Мария и Александра Степановы, г. Троицк. 1914 год». Там же, на обороте, есть и еще одна нечеткая надпись карандашом, сделанная другой рукой – скорее всего, более ранняя. Из нее можно только разобрать «Лида, Зина, сестры двоюродные». Как видим, женские имена не совпадают. На фото и на его обороте, на картонной подложке, стоит четкий штамп фотомастерской: «З. С. Пржелясковский. Минскъ. Троицкъ Оренб. губ.» И в правом нижнем углу: «Удостоенъ похвалы за выставку 1901 г. Исаклинскъ Самар. губ.»

Фото много лет пролежало в домашнем архиве. Иногда я брала его в руки, искренне поражаясь мастерству фотографа и тому, как хорошо оно сохранилось с тех лет. Еще я думаю о том, что сегодня невероятных высот достигла техника цифровой фотографии. Но вот одного она не может – добиться тех потрясающих эмоций, которые испытываешь, рассматривая старинные снимки, когда буквально ощущаешь присутствие человека, его ауру, погружаешься в обаяние другой эпохи.

Врезка. Паспарту. С появлением первых бумажных фотографий в дореволюционной России возникла необходимость в картонной основе - фотобланке, куда наклеивался снимок, или, как его называют, паспарту. Фотобланки были по размеру несколько больше фотографий и придавали им изящный вид. Бланк был неотъемлемой частью фотографии, защищал снимок от повреждений, содержал своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя и название мастерской, адрес, кое-где номер телефона, и, наконец, все награды и регалии, полученные владельцем заведения. Надписи не только несли информацию, но и были элементом украшения: выполнялись декоративным шрифтом, обрамлялись различными рамочками и вензелями со стилизованным растительным орнаментом. Наиболее популярным в конце 18-го и 19-ом веках был стиль модерн, в котором оформлено большинство дореволюционных снимков.

Творцы троицкой фотолетописи

По мнению многих экспертов, установить, в каком году именно в нашем городе появились первые фотосалоны, практически невозможно из-за отсутствия документальных тому свидетельств. Впрочем, в те времена слова «фотосалон», «фотомастерская» или «фотоателье» в обиходе не звучали. В конце 19-го и в начале 20-го в.в. такие помещения назывались просто – «фотография». Газета «Южноуральская панорама» в начале 2015 года опубликовала материал нашего земляка, педагога, историка, краеведа Рауфа Назиповича Гизатуллина, рассказывающий о дореволюционных фотомастерах, оставивших нам шедевры в виде открыток со старинными видами города. Судьбы этих людей сложились по-разному, но их имена остались в истории. Например, Ф. Ф. Сенилов, имеющий в городе свой оптово-розничный склад фототоваров и фотоателье, прославился тем, что специализировался на семейных фото, портретах казаков, учащихся гимназий и училищ, а при эвакуации в Троицк Войскового правительства, снимал Колчака и Дутова, чиновников, офицеров. В 1919 году ушел из города с белыми и стал официальным фотографом Белой армии.

В те годы оборудование не всегда было качественное, и хороший ретушер, буквально спасавший неудачный снимок, очень ценился. В этом плане хорошо сработался «творческий дуэт» в лице сосланного на Урал борца с царским самодержавием поляка Ф. И. Загорского и его компаньона Л. В. Евдокимова. Вот что можно узнать из статьи: «Лев Власович Евдокимов был профессиональным художником, педагогом, окончившим курс в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Почти сорок лет, с марта 1875 года и до начала Первой мировой войны, он работал в Троицкой мужской гимназии учителем чистописания и рисования, одновременно проводя занятия и в женской прогимназии. Имел чин статского советника. Будучи известным городским художником, Лев Власович часто выполнял частные заказы на живописные полотна. Часть краеведов считает, что Евдокимов может являться автором некоторых живописных панно, сохранившихся в старых городских купеческих особняках. Именно благодаря своему художественному таланту, Л. В. Евдокимов получил от Ф. И. Загорского предложение о сотрудничестве. Совместно они открыли фотоателье, где Лев Власович блестяще ретушировал фотопортреты. Их мастерская находилась по Марковскому переулку, дом № 34, где сейчас располагается корпус лицея № 13. Но имя Ф. И. Загорского упоминается в истории троицкой фотографии не только как профессионального мастера. Хотя все историки именно его называют первым фото-летописцем Троицка. Фотомастер снимал городские виды, а также многие значительные в жизни города события: прибытие первого поезда, встреча полка им. С. Разина, городскую управу, еврейскую синагогу, кочевников, казахские коши, караваны верблюдов, ресторан Башкирова и многое другое. Федор Иванович известен и как издатель художественных почтовых открыток с видами Троицка. Позже он устроился в типографию «Энергия», где в предреволюционные годы работал вместе с подпольщиком И. Шамшуриным. С ним сотрудничал и Хайм Шмуилович Сосновский – тоже фотограф, редактор левой (пробольшевистской) газеты «Степь» – одной из предшественниц газеты «Вперёд», и одновременно хозяин типографии. В ней они и печатали наборы фотографических открыток с видами города.

Отсутствие стабильных доходов заставляло Загорского браться за любую работу. Непродолжительное время, с 1 августа 1915-го по 1916 год, Загорский был редактором выпускаемой в то время в городе «Троицкой газеты». Кроме того, Федор Иванович служил представителем одного из крупнейших в стране страховых обществ и агентом по подписке на различные журналы, газеты. Хотя предпринимателем Загорский оказался не очень удачным, он стал владельцем хорошего дома в Артемьевском переулке, № 17 (ныне ул. Ильина). Впоследствии, в начале двадцатых годов, этот дом, невзирая на возраст и заслуги Загорского в борьбе с царизмом, будет конфискован для нужд Красной армии, а его владелец вскоре, в августе 1922 года, в возрасте 80 лет, найдет упокоение в троицкой земле».

Разгадка штампа на паспарту

Но кем же был таинственный фотограф З.С. Пржелясковский, чей штамп сохранился на паспарту старого фото, подаренного мне учителем? И почему на фотобланке, вместе с городом Троицк, указан город Минск? Что связывает в этом плане два разных города? Вновь обратимся к публикации Рауфа Назиповича Гизатуллина. Вот что в ней говорится о Пржелясковском: «Зенон Станиславович Пржелясковский, владевший в Минске салоном «Прогресс» и открывший в начале XX века филиал в зажиточном Троицке, по неподтвержденным данным, родился в 1870 году, в 1932 году был репрессирован и в 1933-м умер в лагерной больнице». А эти данные я обнаружила в одном из современных минских изданий 2014 года «Открытки и фотографии» А. М. Величко: «Зенон Станиславович Пржелясковский родился в 1870 г. в деревне Пахомовщина на Минщине. Начинал работу студийного фотографа в г. Троицк Оренбургской губернии. После переезда в Минск на паспарту указывает два адреса: Троицк и Минск. В 1901 г. фотограф удостоен похвалы за выставку. В 1932 г. был репрессирован. В 1933 г. умер в лагере. Его жена Виктория была репрессирована дважды: в 1932 и 1937 гг. Оба были реабилитированы в 90-х гг. прошлого века». Как видим, они во многом сходятся.

Больше, к сожалению, ничего найти не удалось. Что касается изображенных на фото сестер Степановых, то в их истории для меня нет ни начала, ни конца. Может быть, кто-то из читателей газеты, интересующихся своим генеалогическим древом и как-то связанных с фамилией Степановых, прольет свет на эту тайну?

 foto1

От редакции. А в вашей семье сохранились какие-нибудь старинные снимки? Что вы знаете о них, об их героях? Мы будем рады услышать ваши рассказы и поделиться ими на страницах газеты «Вперёд».

Александра СМОЛЕНСКАЯ.

Прочитано 1035 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика