Забудем утренний кошмар
Истерика, слезы, катания по полу… Знакомая ситуация, когда ребенок ни в какую не хочет идти в садик? В таких случаях у взрослых есть два выхода: заставить силой или оставить дома. Но есть и третий вариант – обратиться к психологу и получить профессиональную помощь.
В одно отнюдь не прекрасное утро пятилетняя девочка – назовем ее Машей – наотрез отказалась идти в детский сад. Надо признать, она и раньше шла туда без особенного желания, но все же шла. А тут отказалась от слова «совсем». Даже вдруг кинулась на пол и стала кричать, чего, в принципе, никогда не было …Наученная старшим поколением, что нельзя потакать капризам детей, мама волевым усилием, но сквозь собственные слезы, дочку одела, до садика донесла практически на руках… Процесс раздевания сопровождался уговорами, обещаниями, даже угрозами, и кое-как зареванное дитя оказалось в группе. Мама еще долго прислушивалась к звукам за закрытой дверью, понимая, что истерика еще не окончена. Так, в подавленном настроении, она отправилась на работу, где все время думала о Маше. После полдника, как и обещала, мама пришла забрать девочку – к ней вышло несчастное заплаканное создание. Которое, к тому же, весь вечер не отходила от мамочки ни на шаг.
Когда на следующее утро ситуация с ревом и бросанием наземь повторилась, мама поняла, что не готова каждый день совершать такой подвиг. И дочка была оставлена дома под присмотром старшей сестры.
Надо признать, что ситуация с дошкольным учреждением накалялась уже давно и, к сожалению, не была неожиданностью. Ребенок всегда с неохотой шел в детский сад, все разговоры дома в итоге сводились все к той же больной теме. Уже в пятницу вечером дочка говорила только о том, что в понедельник придется идти в группу. Все вечера и выходные проходили под эгидой неизбежности похода в садик: завтра, послезавтра, послепослезавтра… Стоит ли говорить, что девочка чуть ли не с радостью узнавала, что она заболела, а через пару недель уже сама умело симулировала и узнавала у родителей, не стоит ли сегодня остаться дома, а для этого вызвать бабушку? И все это при том, что садик, куда ходит девочка (он уже второй по счету, сюда начала ходить буквально после новогодних праздников), прекрасный, воспитатели очень хорошие, дети в группе добрые – никто ни разу не сказал Маше плохого слова, даже элементарно «ревой-коровой» не обозвал…
Мама и папа провели с дочкой серьезный (ну, как им казалось, разговор), используя разные аргументы, подкуп и даже угрозы. Но Маша соглашалась на все, лишь бы не идти. Надо признать, что при простом упоминании о детском саде у ребенка слезы текли в три ручья. Она не ревела, не кричала, а просто плакала, стараясь сдерживаться, чтобы не разрыдаться в голос – зрелище не для слабонервных. Тогда взрослые поняли, что не справляются. И обратились к психологу.
Елена Владимировна Жукова, психолог детского сада № 1 «Золотой ключик»:
- Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребенком, когда он идет в детский сад. Стресс вызывает буквально всё: отсутствие близких людей рядом (особенно мамы), необходимость соблюдать новый режим дня, наличие большого количества детей рядом, отсутствие того пласта внимания, которое ему уделялось раньше… Привыкнуть к этому в одно мгновение невозможно. Поэтому адаптация к детскому саду — длительный и многоступенчатый процесс. Он потребует огромного терпения от родителей и немалых усилий со стороны ребенка.
Есть несколько видов адаптации, и самая сложная из них – психологическая.
Ребенок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером… Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.
Немаловажна и когнитивная адаптация. В садике малыша ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины могут быть самыми разными, но в результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение… Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотек подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом; выяснить причины, почему так происходит; работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.
В целом, существует много проблем во время адаптации, и каждая из них значима и требует особого внимания, обо всем не расскажешь в пределах газетной страницы. Поэтому родителям и воспитателям придется на первых порах совместно прорабатывать малейшие нюансы. Сегодня упустили что-то, а назавтра малыш заболел, наотрез отказался идти в садик или выкинул еще какой-нибудь неприятный сюрприз.
Чего ни в коем случае нельзя игнорировать: плохой аппетит, отказ от еды в детском саду; частые больничные; приступы агрессии, во время которых ребенок дерется; социальную дезадаптацию, когда по прошествии недели он продолжает играть отдельно от остальных; отставания в развитии, когда все могут нарисовать домик или слепить ежика, а он нет; кардинальные изменения в поведении: был послушным и спокойным — резко стал строптивым и нервозным; перенимание негативного поведения; жалобы на воспитателя, что он наказывает, куда-то надолго уходит, заставляет насильно есть, слишком громко кричит.
В последнем случае не стоит тут же в грубой форме выяснять отношения с воспитательницей. Возможно, эти жалобы — не более чем фантазия ребенка. Испытывая стресс из-за адаптации, таким образом он может просто обвинять во всем взрослого, который временно заменяет ему маму и папу. Действовать надо крайне деликатно.
На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется создать дома благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы; не повышать голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам; уделять достаточно внимания, проводить как можно больше времени; на выходных, в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика; усилить витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные комплексы для поддержания иммунитета; никогда не высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и детском саду в целом; избегать повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбужденную детскую нервную систему; никогда не сравнивать с другими детьми, ставя их в пример; ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошел день.
Советы родителям
Отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:
- Заранее расскажите ребенку, что скоро ему придется каждый день ходить в детский сад, что это его «работа» — как у мамы и папы. И изменить это нельзя.
- Маме следует постепенно отдаляться: чаще оставлять одного в комнате, научить его занимать себя самого, играть с кем-то из родственников.
- Научите элементарным навыкам общения: делиться игрушками, улыбаться, не кусаться и не драться, не брать чужое.
- Постепенно расширяйте круг его общения: знакомьте с дальними родственниками, соседями, друзьями семьи, ровесниками.
О детском саде с ребенком нужно разговаривать ежедневно. Не только рассказывать сказки, читать книжки и играть в игры соответствующей тематики. Во время прогулки можно проходить мимо того учреждения, в которое он пойдет или уже ходит. Обратить его внимание на то, как дружно и весело ребята проводят время вместе, какая красивая у них площадка и добрая воспитательница. Это не только снизит уровень тревожности, но и создаст дополнительную мотивацию все-таки покинуть уютное родительское гнездышко и на полдня и даже больше уходить туда, где все чужие, но зато такие шумные и задорные.
Ксения ИВАНОВА.
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».