Дом радостных встреч
Мне трудно представить, что чувствует мать, когда слышит от врачей: у вашего ребенка детский церебральный паралич. Не дай бог никому.
Причина болезни, степень тяжести и путь реабилитации у каждого ребенка с ДЦП свои. А многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям, похожи. Как вырастить из больного ребенка обычного человека?
Адаптация к жизни детей с детским церебральным параличом – процесс трудоемкий, и, по сути бесконечный, длиною в жизнь. Ведь ДЦП – это целый букет нарушений – двигательных функций, чувствительности, способности познания и восприятия. И в одиночку с ним не справиться. Раньше мамы таких детей не могли работать, поскольку в обычный детский сад таких детей не принимали. Десять лет назад ситуация изменилась – в Троицке, в поселке Пятилетка, были открыты группы, а затем и начальные классы в специальной коррекционной начальной школе – детском саду № 10.
– Мы прекрасно понимаем проблемы родителей особенных детей, – сказала Людмила Грубая, директор школы – детского сада. – И хоть находимся мы на окраине города, добираются сюда воспитанники без проблем. Два автобуса привозят к нам ребятишек из разных районов: 2-го и 5-го микрорайонов, Мирного, ГРЭСа, центра города… Да отовсюду! Каждое утро и вечер делаем по два рейса, и еще один – в обед, для тех ребятишек, кто занимается до двух часов. – Вы так говорите, как будто тут не один десяток особенных детей…
– А так оно и есть. Просто Вы давно у нас не были. Произошло много изменений, конечно же, только в лучшую сторону. К примеру, с 2013 года к нам присоединен детский сад № 3, который находится здесь же, на Пятилетке, там организована начальная школа. И если изначально мы работали только с детьми, страдающими детским церебральным параличом, то сейчас занимаемся с ребятишками, имеющими диагнозы «Ранний детский аутизм» (РДА), «Задержка психического развития» (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, нарушения опорно-двигательного аппарата. Также есть три логопедические группы.
Настоящим удивлением стал тот факт, что в детском саду, когда-то начинавшем работать с девятью воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, теперь… 180! Примерно поровну в садике и начальной школе. И из них половина – это дети-инвалиды. Конечно то, что столько детей имеют серьезные проблемы со здоровьем – это печально, но то, что здесь они становятся полноценными членами общества – это радостно.
– Да, действительно, все наши дети со сложными диагнозами – это дети особенные, – отметила Людмила Петровна. – Но они обучаемые! Просто нужно приложить максимум усилий и любви, терпения и труда. Сложно, тяжело, но мы это делаем. А когда видишь результат, что еще недавно неходячий ребенок впервые встал на ноги и пошел самостоятельно, слезы счастья на глазах родителей, то понимаешь, что все это было затеяно 10 лет назад не зря. Вы не представляете, как мы в прошлом году выпускали первых ребятишек из школы – это было незабываемое событие для всех. И все они ушли в обычную школу. В этом году дети сложнее, но и их адаптируем в общество, в чем и состоит наша главная задача. К примеру, еще несколько лет назад мы и не знали об аутизме, а ведь это большая проблема. Такие детки в большинстве своем неуправляемы, живут своей жизнью, сами в себе, их просто усадить на одно место – уже большая удача.
Стоит отметить, что дети с ДЦП, аутизмом и прочими подобными заболеваниями должны обучаться в обязательном порядке, согласно законодательству. Однако некоторые родители предпочитают самостоятельно осуществлять обучение своего ребенка (семейное обучение). Взрослые работают с ними по специальным программам, дети в определенный период, запланированный со школой, проходят аттестацию. То есть, процесс семейного обучения не пущен на самотек, он находится под контролем. А как же общение со сверстниками, с другими людьми, смена обстановки, да элементарный отдых родителям, в конце концов?
– Вот это мы и пытаемся донести до родителей особенных детей, – ответила Людмила Грубая. – Наше образовательное учреждение по-своему уникально и по многим позициям является единственным в городе. Например, у нас есть лицензированный кабинет физиолечения, где много разной аппаратуры, которая помогает реабилитировать ребенка и поддерживать его здоровье в нормальном состоянии. У кого еще можно увидеть столько специалистов? Судите сами: у нас работают врач – физиотерапевт, педиатр, психиатр, медицинская сестра по массажу, инструктор ЛФК, дефектологи, логопеды, психологи. Все наши педагоги прошли обучение для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, я тоже имею квалификацию учителя-дефектолога (олигофренопедагога). Еще одно несомненное наше преимущество – это процесс непрерывного обучения. То есть, дети-инвалиды остаются с нами на протяжении 8-10 лет, переходя из садика сразу в школу.
И если выше мы говорили об оборудовании в медицинских кабинетах, то стоит рассказать и об оснащении групп. Конечно же, наша гордость – тренажер Гросса. На занятиях ребенок сам чувствует, что может ходить, и с удовольствием занимается при помощи воспитателей и инструктора ЛФК. Кстати, сам разработчик тренажера А.Гросс приезжал в детский сад, установил оборудование и провел обучающий семинар. Так что используется тренажер в полном соответствии требованиям. Не секрет, что детям с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата очень помогает иппотерапия. Но где взять лошадей в нашем городе, да еще и бесплатно? Правильно, негде. А тут вопрос решен с помощью специальных ИППО-тренажеров, и каждое утро воспитанников и учеников школы начинается с «лошадки». Есть мини-степперы, мини-твисты, беговые дорожки, велотренажеры… Да все тут есть для того, чтобы ребенок стал полноценным человеком и вместе со всеми радовался жизни.
Начальная школа – детский сад № 10 – это действительно дом, где радостно встречают каждого ребенка. Каждое утро с каждым из них проводится индивидуальное занятие по физкультуре (да простите меня за тавтологию, но так оно и есть). А еще – особый подход к каждому родителю.
– Всем нам тяжело, но мы объединяем усилия, чтобы дать нашим детям достойное детство, – сказала Людмила Петровна Грубая. – Со своей стороны, делаем все возможное. Во всех классах и группах поставлены евроокна. Они, так же, как и пандусы, установлены за счет программы «Реальные дела» и неравнодушных людей Троицка. В этом году при помощи администрации города ремонтируем крышу и систему отопления. В садике и школе тепло, светло и уютно, дети сыты и рады, в группах для детей со сложными дефектами не более 10 человек при трех воспитателях. Спросите, что нам еще нужно? Не дожидаясь вопроса, отвечу: мне хочется, чтобы родители особенных детей поняли, что здесь мы можем творить если не чудеса, то создавать настоящую сказку. В которую поверят они, сегодняшние воспитанники, а завтра, став взрослыми, скажут всем нам «Спасибо!».
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».