Сегодня: 11:28, 22 сентября 2024
На фото: «Смерички» в полном составе, фото автора На фото: «Смерички» в полном составе, фото автора

Про що спИваете, «Смерички»?

14:52 Вторник, 13 августа 2024 0

Вряд ли бы так хорошо знали деревню Сары Шантаринского сельского поселения, если б на знаменитый коллектив – фольклорный ансамбль украинской песни «Смерички», который можно считать визитной карточкой не только Саров, но и всего Троицкого района. Именно благодаря ему, деревню не раз посещали журналисты, и, как говорят сами певуньи, про них областное телевидение даже кино снимало.

Да сколько всего было за эти годы, ведь в новом году коллектив отметит свое 60-летие.

Местный клуб с виду больше похож на здание начальной школы: во дворе небольшая детская площадка. Попав внутрь и оказавшись в зале, от неожиданности буквально застываю: слева, там где должна быть сцена, вижу самую настоящую украинскую хату во всем ее убранстве. В красном углу – расписная печь, на стенах – рушники, на полу – домотканые половики, а в середине стол, покрытый вышитой скатертью. Сами участницы «Смеричек» нас встречают в расписных народных костюмах, и видно, что в них они себя чувствуют очень уютно.

В первую очередь знакомимся с главой Шантаринского поселения Наталией Зеленокоренной. Наталия Анатольевна рассказывает:

- В Сарах сейчас прописан 141 человек, фактически проживает меньше семей – часть из них разъехалась. Но клуб в деревне еще существует, и его можно назвать центром притяжения жителей. Весной 1956 года здесь был большой праздник по поводу его открытия. Заведующей назначили Валентину Александровну Новгородову. Она и организовала коллектив поющих женщин – сначала это было всего шесть бабушек, которые пели в три голоса, потом коллектив разросся. В 1987 году его художественным руководителем стала Галина Васильевна Рябошапка. Родители Галины Васильевны переехали на Урал. Так она вместе с сестрой оказалась в Сарах, здесь же девушки и замуж вышли, и детей вырастили. Примерно в году девяностом они привезли со своей родины песню «Смерички», и ансамбль впервые ее исполнил. Песня так всех тронула своей душевностью, что стала названием ансамбля. «Смерички» с украинского переводится как "вечнозеленые деревца", а для участниц название стало как бы символом того, что они должны быть вечно молодыми, во всяком случае, душой. С этого момента, можно сказать, и получил коллектив свое второе рождение, став исполнителем чисто украинских песен. В 2001 году коллективу присвоено звание народного, и до сих пор он его подтверждает. К большому сожалению, несколько лет назад мы потеряли Галину Васильевну...
Галина Васильевна Рябошапка

Галина Васильевна Рябошапка более 20 лет руководила ансамблем и клубом в Сарах. Умерла от ковида в возрасте 60 лет два года назад. Была она чистой украинкой, ставила участницам ансамбля голоса, учила правильному произношению украинских слов. Несмотря на ковидные ограничения, весь коллектив и жители деревни не побоялись прийти проститься с ней. Женщины рассказывают, что посвятили своей наставнице видеоролик, и попрощались с ней аплодисментами – как с настоящей артисткой. Похоронили Галину Васильевну в селе Миасском, где живет ее дочь. «Думали, что не запоем уже без нее, – вспоминают участницы коллектива. – А она приснилась Жене и сказала ей: Женя, пой! И мы вновь запели». Позже участницы по секрету расскажут, как нелегко было смириться с этой потерей. Некоторые из них поначалу с долей ревности в душе отнеслись к новому руководителю коллектива – заведующей клубом Светлане Гужбиной.

 Светлана Яковлевна Гужбина

Светлана Гужбина в Троицкий район приехала из Казахстана в 1997 году. «По национальности я немка, – говорит она. – Но немецкого языка не знаю, впрочем, так же, как и украинского. Но очень люблю петь, и украинские напевные мелодии мне очень нравятся».
Сейчас в коллективе десять участниц. Есть среди них ветеринар, учитель начальных классов, библиотекарь, почтальон, фельдшер, продавец, доярка, медработник... Правда, практически все уже пенсионерки. «Никто не ушел сам из коллектива, пока был жив», – замечают певуньи. «Смерички» и стали для многих смыслом этой жизни, частью души. Никого из зрителей, в том числе, и их самих, не смущает тот факт, что музыкального образования у народных артисток нет. Видимо, не в этом их секрет. Ведь они поют простые песни, которые понятны всем и трогают душу до слез. Светлана Яковлевна объясняет: "Мы слушаем друг друга, у нас есть запевалы – они задают нужный темп, мелодию. Сначала, конечно, распеваемся. Собираемся в клубе примерно четыре раза в неделю, а перед выступлением уже каждый день в течение двух недель".
Задаю вопрос на засыпку: "Вы поете акапелла, а аккомпаниатора не пробовали себе завести – какого-нибудь мужичка с гармошкой?" Женщины иронизируют: "Да у нас в деревне и без гармошки-то мужика не сыщешь!" И тут же решительно произносят: «Никто нам не подходит! В Челябинске, когда по телевидению выступали, был один балалаечник и гармонист в одном лице – не смог под нас подстроиться. То же самое было и с баянистом, приехавшим как-то на День села. Русские песни получается под баян петь, а вот украинские нет! Они по-своему играют, мы по-своему поем. Спетость у нас такая – нас не переделать!»
А еще они мечтают попасть на передачу к Андрею Малахову, чтобы рассказать про Галину Васильевну Рябошапку и спеть свои песни.

Есть в коллективе свои старожилы, поющие здесь с самого его основания. Почти что 60 лет зрители слышат голоса Валентины Александровны Новгородовой, Любови Михайловны Мезенцевой и Нины Александровны Богаченко.

Валентина Александровна Новгородова

Валентина Александровна – основатель ансамбля и самого сельского клуба. 34 года проработала она здесь заведующей – с 1960 по 1995 годы.
– В 1964 году на смотре художественной самодеятельности мы впервые получили грамоту за лучший сельский клуб. Тогда один раз в 4 года такой смотр проводили, а с 1970-го стали ежегодно. В 1971 году коллектив стал лауреатом районного смотра-конкурса художественной самодеятельности. А через год мы отличились уже на областном смотре. И нас стали приглашать на разные мероприятия: фестивали, конкурсы, концерты.. Я уходила из клуба на пенсию в 75 лет – тогда в коллективе было 17 человек. Почему мы так любим и поем украинские песни? В первую очередь потому, что наша деревня с самого основания была украинским хутором – ее основали переселенцы с Полтавщины, Херсонщины еще в 1898 году, когда сюда переехали пять украинских семей. И все поколения с самого детства слышали украинские песни: как их пели бабушки, родители – они передавались из поколения в поколение. Мы вот сейчас слышим, как эти песни поют по телевизору – совсем по-другому, нам не нравится. Мы поем так, как наши бабушки пели. А они, в свою очередь, пели так, как их бабушки. Интернета в те времена не было. Плохо, что деревня наша вымирает, и мы боимся, что вместе с нами умрут и «Смерички» – ведь молодежь отсюда уезжает, кто будет петь? Эти вещи, что на сцене, мы по крупицам в деревне собирали. Вот этому рушнику как минимум 200 лет – он остался от одной бабушки, которая уже умерла. А ей полотенце подарила еще ее бабушка, когда она девочкой маленькой была. Полотенце реставрировали, бережем его. Вот еще манишка. Вот ручная работа тети Любы – сама ткала. Лет 20 назад к нам приезжали из областного центра народного творчества. Увидели скатерть, вышитую очень мелким крестом, и говорят: хоть маленький кусочек нам отрежьте! Ну кто же такую красоту будет портить?
Смотрю на вещи, о которых рассказывает Валентина Александровна, и понимаю, что каждая из них до сих пор хранит тепло женских рук.

Пою по жизни –даже под коровой

С гордостью женщины говорят о том, что Любови Михайловне Мезенцевой почти 90. Сама она вспоминает:
- Когда я пришла в ансамбль, мы пели русские и украинские песни. Потом перешли чисто на украинские. Моя самая любимая «Ой там, на гори...».

У Любови Михайловны пятеро внуков и девять правнуков. Вместе с ней в коллективе поет и сноха, Галина Мезенцева, называющая свою свекровь мамой.
- 38 лет назад мама меня сюда привела, – вспоминает Галина Павловна. – Я родилась в Сарах и выросла на этих песнях. Они меня, как и других, можно сказать, по жизни сопровождают. Не могу какую-то песню выделить – люблю все.

Вместе со своей свекровью – Варварой Федоровной – в коллективе пела и Евгения Виниченко. Евгения Викторовна сожалеет, что Варвары Федоровны уже нет, и рассказывает:

- В ансамбле я уже более 35 лет. Моя свекровь была настоящей украинкой, вышивала красивые рушники. Пою по жизни, даже под коровой. Привыкла, не могу без песни. Внучка Инга учится в первом классе – тоже поет, правда наши, русские песни. Старшая – Ирина, в 8 классе, тоже пела. Сейчас у нее другие интересы появились.

Нина Михайловна Новгородова в коллективе с 1982 года. Вера Анатольевна Полоскова – примерно 40 лет. Самая молодая – Мария Петровна Кутепова, в «Смеричках» 3 года, но они пролетели для нее как три дня.
Другая опытная участница коллектива, Нажия Галиахметовна Киреева, говорит о том, что она «татарушка», но в соседях всегда были одни украинцы, и она выросла на украинских песнях. «Мы тут все одной национальности – саровские», – улыбается Нажия, которую женщины называют просто Надей. Нажия Галиахметовна – многодетная мама, у нее семеро ребятишек. Муж погиб, детей воспитывала одна. Женщины смеются: «Как нам ехать на Бажовку, так обязательно совпадет, что у Нади то внук, то внучка рождаются. Так в автобусе, по дороге, и отмечаем это событие».

Истории

Вообще, им есть что вспомнить за все эти годы. Истории звучат одна за другой. Рассказывает Галина Мезенцева:
- Как-то мы ездили на Бажовку. Надо было из Миасса ехать в Солнечную долину. А водитель пропустил поворот. И вот мы едем, едем... Уже осталось немного времени до начала, мы переживаем: а вдруг наш автобус уже не пропустят на территорию? И вдруг видим перед собой эмблему города: Златоуст. Вот так-так, приехали! Начальник управления по культуре Светлана Павловна Глущенко, которая нас всегда поддерживает и была вместе с нами, увидела какого-то мужчину на заправке. Спрашивает его: как нам быстро доехать до Солнечной долины? Мужчина на «шестерке» повел нас какими-то лесными горными тропами. А мы – то на автобусе, в нем и печка стоит, и лавочки, и другой весь реквизит. Кое-кто из нас заплакал. Но песня опять спасла – ехали и пели сквозь слезы. Наконец, приехали, а наш автобус уже не пропускают – на территорию можно только пешком. Куда деваться – мы увидели какой-то почти игрушечный паровозик и посадили в него бабушек, а заодно и скамейки погрузили. И, надо же такому случиться, у паровозика отвалилось колесо, и он вместе с бабушками и скамейками завалился на бок. Тетя Нина Богаченко – она говорит редко, но метко, произнесла тогда: вот вам и «в темном лесе! Мы как Куравлев на тракторе!» И все, дальше пошли пешком. Кто мог – с лавками в руках, со всем своим скарбом... И ведь успели все-таки: за 15 минут поставили палатку, нарядили нашу хату!

Про первый день Бажовки вспоминает Евгения Виниченко :
- Тогда не на один день ездили, а на три. Коллектив у нас очень дружный. Когда приехали, поняли, что нашего водителя нет в списках на питание. Что-либо сделать уже было поздно. И мы решили, что будем кормить его по– очереди: сегодня я отдаю ему свое первое блюдо, в другой раз кто-то отдает второе – так и менялись. У нас вообще, как Бажовка, так что-нибудь, да случится, поэтому мы помним все свои выезды. Когда ездили в Чебаркульский район, например, поехали в объезд Челябинска, и водитель привез нас на какое-то местное кладбище. Мы ему говорим: ты куда нас привез? Нам сюда еще рано!

Женщины смеются. Вспоминают и о том, как повезли с собой на фестиваль 15-литровую бутыль с «бурачанкой» – свекольной бражкой, чтобы угостить ею всех желающих. Бражка по дороге «разыгралась» – пришлось останавливаться и часть выпить самим. Они давно уже как одна большая семья – и в горе, и в радости. Теперь, говорят, мужья остались только у троих. Хозяйство держат в редких случаях – некому сено заготавливать.

Продолжает Валентина Александровна:
- Вот тут про автобусы рассказывали. А вот раньше, когда наш хор только начинался, мы на выступления ездили на тракторе, на тракторных санях, без будки. Зимой дороги не было до шоссейки, там нас ждал автобус. И мы раз ехали с Песчаного до Саров шесть часов. Все молодые были, у всех семьи, дети, мужья. Я девчонкам говорю: кого домой не пустят – приходите ночевать в клуб – я его не буду закрывать... И смех, и грех!
Разве ж люди виноваты

Все эти годы коллектив был постоянным участником не только районных, но и областных мероприятий. С 2009 года постоянно участвует и в Открытом областном фольклорном фестивале «Вешние воды», проводимом в Октябрьском районе. Перехожу к самой больной теме и вижу, как грустнеют глаза «Смеричек». Теперь зовут реже, вздыхают они – не везде хотят слышать украинские песни, украинский язык. В нынешнем году, во избежание рисков, не поехали на Бажовский фестиваль. К сожалению, реакцию зрителей, особенно в нынешней ситуации, не предугадаешь.
- В этом году был благотворительный вечер на 23 февраля, так нам тоже сказали, что лучше на сцену не ходить – могут наш выход неправильно понять, – рассказывает Галина Мезенцева. – Мы, конечно, все понимаем, но в душе немного обидно: мы же все местные, здесь родились, да не одно поколение... Деревня наша украинской всегда была, здесь остались старики, они тоже переживают за все. Вот моя свекровь – Любовь Михайловна – чистая украинка. Неужели ее теперь за это нам исключить из ансамбля? В то же время мы понимаем все то, что сейчас происходит. Вот, была у нас в репертуаре песня со словами: «Ой, ви, хлопці, славні запорожці, верніться до дому!» Сейчас она приобрела для нас другой смысл, и мы ее не поем. А как гремели этой песней 9 мая! Но она – единственная, которую исключили. Остальные – лирические, душевные – продолжаем петь. Что плохого в словах про любовь, природу, уходящую молодость? Я думаю, если бы простой украинский народ спросили: хочет ли он войны, вряд ли нашлись бы такие, кто дал бы утвердительный ответ. Ведь наши мужчины воюют не с ним, а с теми, кто пытается простых украинцев превратить в фашистов, кто захватил там власть. Среди наших защитников, в том числе, и внуки Любови Михайловны.
«Смерички» поднимаются на сцену, и вот уже в тишине слышны их чистые, спетые голоса, вызывающие какое-то светлое и, в то же время, щемящее чувство:

З вечора тривожного
аж до ранку
Вишивала дівчина вишиванку.
Вишивала дівчина, вишивала,
Чорну та червоную
нитку стлала...

Не смотря ни на что, они продолжают петь украинские песни. Пусть теперь чаще в своем клубе, для своих оставшихся в деревне стариков. И название своего ансамбля, и репертуар менять не спешат. «Мы поем эти песни уже 60 лет – их пели наши мамы и бабушки. Это же наша общая история. Мы верим в то, что придет время, и все
наладится, мы победим. Наступит мир, и люди опять захотят услышать наши песни», – говорят они, искренне веря в свои слова.

Наталия Сорока

 

Прочитано 235 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

 

БВП 900Е1320

 

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика