Скажем «нет» утечке специалистов из России
В мае этого года стало известно о том, что Россия выходит из Болонской системы образования. Что это значит? Мы отказываемся от принятой двухуровневой системы подготовки в высших учебных заведениях (четыре года бакалавриата и два - магистратуры) и возвращаемся на специалитет (5-6 лет обучения). Новый перечень профессий, на которые смогут отучиться будущие студенты, министерство образования РФ подготовит к 2024 году.
Болонская система образования была принята в 2003 году. То есть, на протяжении 19 лет российские вузы выпускали студентов, в большинстве случаев, с дипломами бакалавриата. Они приравнивались к тому, что у человека есть высшее образование, но вот специалист ли он? Хватает ли четырех лет, чтобы получить достаточно знаний о профессии и пойти с ними на какое-либо предприятие?
Поделюсь своим примером. Я училась в Южно-Уральском Государственном университете в Челябинске на факультете журналистики, отделении теле-радиовещания. За два года всего три дисциплины были направлены на изучение специфики профессии. Другие же касались коммуникации, этики, законов и многого другого, но опять же, не совсем того, что нужно. На третьем курсе начались практические задания, потому что в вузе есть своя телерадиокомпания и газета. Каждый студент, который желает себя попробовать в роли начинающего журналиста, мог подняться на 10 этаж и получить заветный микрофон, записать какую-либо рубрику на радио и сдать статью в газету. Звучит красиво. При этом не учат, как писать текст для сюжета, объяснят лишь последовательность (синхрон, люфт и закадровый текст), как в литературном произведении - завязка, сюжет, кульминация…. А дальше сам. На радио помогут понять различия с телевидением. Здесь - больше эмоций в голосе, тебя никто не видит и можно писать о том, что любишь. Понравилась песня, мультфильм, сериал, книга – расскажи о них слушателям. Скорее всего, по этой причине я большую часть практических заданий сдавала именно на радио. В лифтах вуза прозвучало более 15 моих записанных композиций. После получения диплома я проверяла свои знания на областном телевидении. Их было недостаточно. Потому что, например, мне не говорили о том, как должен выглядеть корреспондент в кадре на происшествиях (у меня были длинные сережки, которые запрещены, к примеру). И это лишь малая часть того, что не говорили. Сейчас я работаю в редакции газеты «Вперёд», а мои знания о печатном издании, то есть, как писать, выходят из алгоритма: «Что, где, когда плюс немного эмоций». Понимаете, к чему я клоню? Бакалавриат не дал мне полного понимания профессии журналиста. За четыре года я выучила многие правила родного русского языке, прочитала более 100 книг по отечественной и зарубежной литературе, сделала несколько сюжетов, радиорубрик, но написала всего три статьи… Я не смогла пойти в магистратуру, потому что уже на тот момент (2017 год) обучение стоило 110 тысяч в год. Таких денег у моей семьи не было.
Для чего нужна была Болонская система образования в России? Во-первых, наши дипломы должны были принимать зарубежные вузы для дальнейшего обучения в магистратуре, что в реальности не действовало на территории большинства стран; во-вторых, отучившись четыре года на одну специальность, магистратуру можно проходить на другом факультете. Например, я журналист, но хочу стать инженером. Для этого не нужно учиться заново, но такие «переводы» были крайне редкими. Поэтому лучше проходить сразу специалитет и быть уверенным в своих знаниях.
- На сегодняшний день Болонская система так и не была в полной мере реализована в нашей стране, - поделилась мнением Светлана Васильевна Черепухина, ректор ЮУрГАУ. - Основную массу студентов - тех, кто останавливался на получении квалификации бакалавра, - по сути, готовили только для выполнения некой определенной функции, выдавая ограниченный объем знаний, не формируя широкий кругозор, не прививая желание учиться. С переходом на Болонскую систему исчезло указание на конкретную квалификацию, все стали готовить бакалавров и магистров, что создало определенные трудности при трудоустройстве. К тому же, по сравнению с программами специалитета, сократились более чем на 1000 часов объемы теоретических занятий и почти на 300 часов - практики. Отличительной особенностью Болонской системы является то, что выпускник вуза одной страны, благодаря единой системе обучения, мог легче найти работу со своим дипломом в другом государстве. Данный подход не отвечает нашим национальным интересам, ведь мы же заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты оставались в своей стране. Сегодня рынок труда испытывает потребность в активных и креативных молодых людях, с разносторонним потенциалом. Образование должно быть гибким и приносить пользу для нашей экономики. Студенты должны участвовать в научных исследованиях, иметь возможность внедрять их итоги в реальное производство, формировать в результате обучения навыки исследовательской, инновационной деятельности. Переход на программы специалитета только усилит качество подготовки выпускников, создаст новые возможности для развития нашей экономики.
Фото с сайта юургау.рф
- В настоящее время в обществе активно обсуждается выход российской системы образования из Болонской системы. Лично я отношусь к этой новости положительно, видимо, пришло время пересмотра российского образования, - подчеркнула Людмила Анатольевна Захарова, ректор Троицкого филиала ЧелГУ. - По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, «выход из Болонской системы не предполагает запрета бакалавриата и магистратуры, однако эти формы в ряде вузов могут быть заменены классическим специалитетом». За прошедшее время российскими вузами были освоены новые образовательные стандарты, подготовлены специалисты, которые успешно получили образование и бакалавра, и магистра, и специалиста. Думаю, что рушить уже сложившуюся образовательную систему было бы более чем нелогично. Конечно, нынешняя система высшего образования, в том числе, и аспирантура, подготовка кадров высшей квалификации, нуждается в изменениях, но с учетом положительного предыдущего опыта. Нужна плавная трансформация бакалавриата, магистратуры и специалитета в собственную эффективную национальную систему высшего образования на основе лучших практик советского и российского периода.
Болонская система коснулась студентов не только во время учебы, но и после получения диплома. Как утверждают специалисты, большинство работодателей предпочитают людей с оконченной магистратурой, нежели просто с бакалаврским диплом. По их мнению, человек с магистратурой устремлен в будущее и нацелен на карьерный рост. Если вы собираетесь довольствоваться простой должностью, с низким потолком карьерного роста, то бакалавриата достаточно. Если же ваша профессия, к примеру, касается сельскохозяйственной промышленности или энергетики, то знания, которые выдают за четыре года, считаются недостаточными. Также и практика в 14 календарных дней не дает никакого опыта будущим выпускникам. Поэтому, приходя на предприятия, студенты практически все осваивают с нуля.
На данный момент четких объяснений для вузов по поводу перехода на специалитет нет. Можно прочитать или услышать информацию о праве выбора между бакалаврской программой либо программой специалитета. Пока сфера образования, что называется, на паузе, и к началу учебного года ожидает решений Министерства образования и науки.
Алена ДРОБИНСКАЯ.
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».