Профессиональные секреты Валерия Сагитова
Преподаватель английского языка МБОУ «СОШ №39» Валерий Сагитов стал лучшим из конкурсантов муниципального отбора на всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель года» в номинация «Педагогический дебют».
Валерий родом из поселка Межозерный Верхнеуральского района. По образованию - ветеринарно-санитарный эксперт. Как же получилось, что ветеринарную сферу он поменял на школьную доску и английский алфавит? Вот как он рассказывает о себе:
– Вообще-то с детства я мечтал стать хоккеистом. Играл в юниорской хоккейной лиге, в целом посвятив хоккею, как увлечению, 11 лет своей жизни. И даже работал помощником тренера. В Троицк я приехал в 2014 году, окончил Южно-Уральский государственный аграрный университет, стал бакалавром. После этого хотелось, конечно, пойти работать по профессии, но не получилось. И тогда, в 2021 году, я решил пойти на курсы переподготовки в Троицком филиале Чел ГУ, чтобы освоить профессию педагога-психолога. Потом разослал свои резюме по нескольким местам, и вдруг узнал о вакансии учителя английского языка в школе № 39. Там меня приняли как родного, несмотря на отсутствие профессионального опыта, за что безумно благодарен директору школы Ольге Викторовне Белаш и всему, самому лучшему, школьному коллективу. Так получилось, что в школе у меня с английским было все отлично – участвовал во всех олимпиадах, конкурсах. Думаю, благодаря маме – она учитель иностранных языков высшей категории. От школы был направлен на очередные курсы повышения квалификации в Челябинский институт переподготовки, где получил диплом учителя английского языка. Все обучение там велось полностью по-английски. Защитил свою дипломную работу на 5.
– По вашему примеру можно сделать вывод, что педагогом может стать любой, даже тот, кто раньше об этом никогда не помышлял. Это так или все-таки нужен определенный набор качеств?
– Для того, чтобы работать в современной школе, нужно обладать определенной смелостью. Вот даже на представлении своих мастер-классов на конкурсе выходили мои коллеги и просто «сыпались» из-за элементарной растерянности. А еще, учитель должен быть немного хитрым, например, чтобы «усыпить бдительность» своих подопечных и обеспечить в классе необходимую для занятий тишину.
– В чем успех овладения языком? От кого или от чего это зависит: от программы, учителя, настоя родителей, самого ребенка?
– В любом случае, необходимо желание самого ученика. Без желания в жизни, в принципе, ничего не добьешься. Но и от учителя многое зависит - можно сказать, здесь все в комплексе играет роль. Учитель должен преподнести материал так, чтобы он смог ученика «зацепить». Есть такие учителя, кто делает из своего урока небольшое шоу: вместо скучного написания английского текста под диктовку – диалоги, песни, интерактив. И это круто.
– На этом и основывается ваша собственная методика?
– Прежде всего, я за творческое, креативное мышление. Например, мы изучали названия цветов. Зеленый цвет по-английски звучит как «green». У многих ребят возникали вопросы: как запомнить? И тогда я их спросил: вы смотрели мультфильм «Похититель Рождества»? Конечно же, смотрели, и все знают Гринча, который еще и сам зеленого цвета. Вот так, используя ассоциативный ряд, мы и запоминаем новые слова. Мне очень импонирует и использование импровизации, главное – не переборщить. У меня даже был такой случай: ко мне на урок впервые пришло руководство школы, я начал занятие как обычно, и не заметил, как сам увлекся, абстрагировался полностью...Когда понял, что немного отошел от конспекта, пришлось как-то выруливать. Креативный подход, как мне кажется, превращает учителя в педагога, не дает «выгорать» и уставать от однообразия и скуки.
– Валерий Камильевич, вы преподаете со второго по седьмой классы. С кем сложнее?
– Думаю, что со старшими – это граница переходного возраста. Некоторые подростки замыкаются в общении или ставят блок на разговор учителя, на обсуждение каких-то проблем. Самая классная, на мой взгляд, возрастная группа – это начальные классы. Им все нужно, все интересно, язык для них новый, и они даже соревнуются между собой: кто больше слов выучит, быстрее читает.
–– Есть ли у вас среди детей любимчики?
– Раньше я выделял детей. Потом понял, что любимчики-малыши вырастают и превращаются в подростков, которые подражают друг другу и уже не так откровенны с тобой в силу особенностей своего возраста. Поэтому теперь стараюсь никого особо не выделять. Для меня каждый ученик по-своему хорош и уникален.
– Как вы заметили, со старшими сложнее. Тем не менее, вы взяли классное руководство именно седьмым классом…
– Для себя не вижу в этом никаких проблем. Я с ними с 5 класса. С родителями мы ладим, понимаем друг друга, может быть нам обоюдно повезло (смеется). С ребятами стараемся проводить время полезно, познавательно. Вот, недавно были на экскурсии в селе Клястицком – организовали совместно с родителями этот поход. Прошло все очень увлекательно.
– Ну, а своей семье вы посвящаете свободное время? Расскажите немного о ней.
– Конечно, стараюсь. Моя супруга, Татьяна, тоже педагог. Она была учителем начальных классов (именно она помогла принять решение стать учителем), теперь является заместителем председателя местного отделения Движения Первых. Дочке, Агате, 7 лет, в этом году пошла в 1 класс. Мы очень любим проводить время вместе, ведь семья - это самое важное, мой личный островок для отдыха от такой тяжелой работы. Кстати, 2 года назад, благодаря администрации города, мы получили муниципальное жилье – это очень важная поддержка для нас, молодых педагогов. Поэтому мысли уезжать куда-то из Троицка нет. Нам здесь все нравится. Моя жена тоже приехала сюда из другого места, и даже государства – Казахстана. А познакомились мы с ней на КВНе, где выступала наша команда «ДНК Лемура»
Наша справка:
Возраст: 29 лет.
Любимое время года: лето.
День рождения: 1 июля
Любимое блюдо: манты
Любимый напиток: томатный сок
Кинофильм: черная трагикомедия «Грязь» с Джеймсом Макэвоем
Хобби: хоккей, КВН.
Наталия СОРОКА
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».