Сегодня: 23:17, 28 марта 2024

Спящий красавец

12:19 Воскресенье, 22 марта 2020 0

Надзорное ведомство и власти Троицка обеспокоены состоянием Пассажа Яушевых. Памятнику архитектуры угрожают грунтовые воды. Объект культурного наследия федерального значения принадлежит Росимуществу. Высокий статус не дает троичанам обеспечивать сохранность здания и решать его судьбу. Посмотреть, в каком виде находится дореволюционный шедевр, отправилась комиссия и наш корреспондент Наталья Драчева.

Пассаж братьев Яушевых напоминал дворец Спящей красавицы. Его спокойствие лишь изредка нарушали машины. Трехэтажный каменный гигант словно уснул. Полуколонны и медальоны хранили воспоминания о великолепной эпохе, а разбитые оконные проемы кричали о забвении. Дом, как старый верный друг, не упрекал, лишь удивлялся: почему я, такой красивый, остался в одиночестве? 

На углу архитектурный ансамбль подтачивала весенняя капель: беззаботно просачивалась сквозь кирпичи ограждения и стекала на тротуар. Я обошла длинный забор и оказалась у проходной. Задержалась у сторожки, но, как и принц в сказке, беспрепятственно шагнула на территорию старинного замка.

Путь лежал мимо невысоких терракотовых корпусов. Барокко и модерн сменил соцреализм. Толкнула одну из дверей. Открылись уютные цеха, возле станков прогуливались рабочие, кто-то играл в домино за столом. Вдруг ворвался сторож, который здесь все-таки был. Его почти обрадовало мое вторжение – целое происшествие в череде трудовых будней. Королевский замок был электромеханическим заводом, когда-то полновластным хозяином Пассажа, а теперь его добрым соседом. Охранник проводил до места, где работала межведомственная комиссия.

К торговому комплексу времен последнего российского императора примыкала мечеть. Братья Яушевы думали не только о том, чтобы жители Троицка и гости города набили сумки диковинными товарами, но и позаботились об их душевной гармонии. Сейчас само сооружение потребовало внимания специалистов Росимущества и госкомитета по охране культурных объектов. Они приехали по настоятельному приглашению троицкой прокуратуры. Представительницы всех трех структур оглядывали пустые темные своды. Тень омрачала их лица. Кто-то прошептал:

– В плачевном состоянии.

При виде меня, одна из женщин оживилась:

– Откуда, из газеты? Опять все наврете, знаю вас!

Поскольку даму я видела впервые, как и Пассаж Яушевых, совесть моя была чиста. Продолжила с легким сердцем, но тут же услышала гневный окрик:

– Что вы нас фотографируете? Здание показывайте, вон оно какое!

В этот день все знали, как создавать репортаж, но никто не представлял, что делать с памятником архитектуры. Члены комиссии фиксировали масштабы бедствия.

– Опоры частично разрушены, – сухо отметила одна сотрудница. Другая выразилась более художественно: – Культурный объект плачет и просит помощи.

Далекие от сантиментов мужчины нашли корень зла. Заместитель главы Троицка Кирилл Рогель и активист ОНФ Александр Ерахтин светили фонариками в направлении подвала. В отблесках лучей зловеще открылась главная проблема: здание изнутри подтачивали грунтовые воды. Сразу вспомнились уроки истории.

Под строительство Яушевым отдали то, что не жалко – болото. Предприниматели не растерялись, а пригласили лучших инженеров. Забили сваи из лиственницы, выставили свинцовую подушку и продумали систему дренажа. У советских властей появился свой способ борьбы с хлябью, простой, как все гениальное – насос. Механизм тоже блестяще справлялся с подтоплением, пока его не выключили в 2015 году. О страницах новейшей истории рассказал активист Общероссийского Народного Фронта:

– До 2015 года объект стоял на балансе электромеханического завода. Началась его приватизация, но пассаж не вошел в уставной капитал. Предприятию выставили непомерную аренду, руководство вынуждено было отказаться от этих площадей. Выгоднее построить новое, чем оставаться здесь.

В бывшей купеческой галерее размещался спортзал, находились станки и лаборатории. Все они переместились в корпуса по соседству, вместе с рабочими и домино. Свет с отоплением отключили, и Пассаж Яушевых стал замком из сказки Шарля Перро.

– У нас насосы работали, воду откачивали, – подтвердил главный инженер электромеханического завода Дмитрий Титов. – Теперь мы не имеем права этого делать, не наш объект. А забор с улицы видели? Он же скоро рухнет! Мы его несколько лет подштукатуривали, больше нельзя, менять надо. Но это не наше имущество!

Вопрос об имуществе на встрече был главным – после подвала с водой и протекающей крышей.

– В марте 2018 года владелец здания – Росимущество, заключил договор с Краеведческим музеем Троицка о безвозмездном пользовании. Это сделали для того, чтобы позже передать его в муниципальную собственность, – рассказал заместитель главы города по социальным вопросам Кирилл Рогель. – Но все наши попытки перевести пассаж в муниципалитет, оказались тщетны. В декабре 2019 года мы подали в Арбитражный суд на Росимущество. Ни на одно заседание его представители не явились. Это бездействие и незаинтересованность в судьбе здания, – подчеркнул Кирилл Рогель. Он выглядел, как человек, который точно знал, что делать с историческим памятником, даже с его подвалом и крышей.

Для городского хранилища древностей пассаж оказался непосильным экспонатом.

– У нас нет возможности эксплуатировать здание, – посетовала директор Краеведческого музея Светлана Нурмухаметова. – Мы инициировали расторжение договора, уведомили Росимущество, что сняли полномочия по охране объекта.

Тем временем, прокурорская проверка шла к завершению. Комиссия прогулялась по всем трем этажам шедевра Яушевых. Ее участники живописно смотрелись на фоне просторных залов, в пролетах высоких арок и на лестничных маршах с орнаментом стиля модерн. Дамы вспоминали знаменитые троицкие ярмарки, с их богатством товаров. Я на миг задумалась, а что мешает их возродить? Сделать спящий дом символом былых или новых традиций? Ведь немного же надо – кому-то просто дойти до зала суда и сделать шаг навстречу?

Кто был далек от мечтаний, так это инициатор проверки.

– Готовится исковое заявление в городской суд, один из ответчиков – Троицкий Краеведческий музей, а также Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях, – сообщила помощник прокурора Троицка Светлана Винокурова. – Здание Пассажа Яушевых находится в неудовлетворительном состоянии, идет его разрушение, хотя объект включен в реестр памятников культурного наследия.

На прощание я вернулась полюбоваться фасадом. Солнечные лучи били в стекла, освещали капители и фронтоны. Дом уже не казался заброшенным и всеми забытым. Есть люди, которые о нем помнят.

Может, когда-нибудь разбудят?

Прочитано 2457 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика