Сегодня: 05:02, 27 июля 2024
Фото автора. Фото автора.

«Мы не ученые – мы колхозники!»

15:14 Пятница, 24 ноября 2023 0

История ОП «Троицкого» – филиала ФГБНУ «Челябинский НИИСХ», которое в советские времена знали как ОПХ «Троицкое» или совхоз «Троицкий», началась еще в 1929 году. Хозяйство во все времена было одним из ведущих не только в районе, но и области. Плюс в своей характеристике имело такое редкое специфическое определение как «опытное». Именно здесь выращивали семена последних образцов сельскохозяйственных культур, сеяли зерновые, соединяли фундаментальные основы систем земледелия с новыми агротехнологиями.

photo 2023 11 22 13 07 17- Можно с уверенностью назвать это предприятие градообразующим, – говорит начальник районного Управление сельского хозяйства и продовольствия Василий Феденев. – По объемам производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции – одно из ведущих в районе. Сегодня под посевы сельскохозяйственных культур предприятие использует 20 тысяч гектаров земли, 4427 тысяч занято под пастбища. Общее поголовье крупного рогатого скота хозяйства составляет 2280 голов, из них около тысячи дойных коров. Это одно из тех немногих хозяйств, что сохранили в своей деятельности не только направление растениеводства, но и молочного животноводства. В свете сегодняшней политики государства, направленной на создание продовольственной безопасности России, этот факт очень важен. Ведь в то время как многие хозяйства, из-за нерентабельности животноводства, пускают своих коров «под нож», здесь делают все, чтобы сохранить свое поголовье, и именно молочное животноводство.

 

На долю ОП «Троицкое» по району приходится 18% валового сбора зерна, более 50% реализуемого мяса и молока. Сегодня хозяйству, как и многим другим, выживать нелегко. В его составе хозяйства пять отделений с поселками: Скалистый, Логовой, Садовый, Белоключевка, Искра. Но это бюджетное хозяйство живет. Даже без поддержки из бюджета.

Коллектив

Руководитель предприятия Сергей Малышев родом из поселка Скалистого. Ему 47 лет, 27 из них он посвятил хозяйству, начав свой трудовой путь с механизатора. Получил образование: сначала в Троицком аграрном техникуме, потом в Челябинском аграрном университете. Стал агрономом на отделении, главным агрономом, а потом возглавил хозяйство. Работу свою не просто любит – он ею живет. И к подчиненным относится, скорее всего, как к членам своей большой семьи, с которыми связывает прочная нить – земля, на которой родились и выросли вместе.

В хозяйстве трудятся 260 человек – практически все жители сельского поселения. Если не станет буренок – без работы останутся почти 200 из них. В хозяйстве много передовиков. Руководство старается никого не забыть, но все равно имена всех озвучить сразу сложно: главный зоотехник Татьяна Мосейчук, доярки Ольга Иванова, Надежда Давыдова, Наталья Антропова, Татьяна Попова , телятница Вера Клепова , скотник по откорму молодняка Сергей Шадрин; механизаторы на заготовке кормов

Валерий Сланин, Сергей Кагитин ; комбайнеры Александр Исайкин, Павел Попилин, Сергей Никитин, Вячеслав Шумилин; водители Евгений Равочкин, Олег Ковальчук, Валерий Медведев и другие. Трое работников предприятия сейчас участвуют в специальной военной операции, и все ждут их возвращения с победой.

photo 2023 11 22 14 09 37

Сергей Викторович не без грусти констатирует:

- Просто для сравнения. В институте, филиалом которого мы являемся, работают 40 человек, а у меня в 3 раза больше. Бюджет института – около 30 миллионов, у нас по году валовое производство и реализация – на 300 . По факту, каждый наш работник зарабатывает более миллиона. Средняя зарплата – 37 тысяч рублей, у доярок – 40, у механизаторов – 45. Но при этом надо понимать, какой тяжелый труд у крестьянина».

Действительно, все участки хозяйства работают практически круглосуточно – такова специфика сельскохозяйственного производства. И хотя руководство заботится о людях: медосмотры, спецодежда, льготное питание – все мечтают об улучшении условий труда, повышении зарплаты, развитии предприятия в целом. Здесь говорят о том, что могли бы увеличить производство масла, запустить линию по его розливу в бутылки. Волнует и перспективный вопрос смены кадров, от которой никуда не денешься. Молодежь, получив даже сельскохозяйственное образование, в деревню возвращаться не спешит.

- Лучше будут за 30 тысяч в Магните или Пятерочке стоять, чем зерно сеять. – вздыхает Сергей Викторович. – Нужно возвращать систему распределения выпускников, как раньше было. Но мы стараемся подтягивать к себе школьников. С согласия родителей даем им возможность подрабатывать у нас летом: благоустраивать территорию, белить стены и т.д. Они к нам как на экскурсию приходят. Наверное, удивитесь, но сегодня в деревнях не каждый школьник знает как выглядят корова, теленок и, уж, тем более, как, к примеру, из подсолнечных семян получается масло. Вот мы и стараемся , чтобы хоть какая-то сельская жилка в них осталась. А для этого надо условия создавать. Не только рабочие, но и бытовые. Когда предприятия стали избавляться от непрофильных активов, была проведена работа по переводу местного Дома культуры в муниципальную собственность, сохранили его и, по мере возможности, теперь поддерживаем.

Что день грядущий нам готовит?

Сергей Викторович рассказывает о своем хлопотном хозяйстве и проблемах, которые сам решить не в силах.

- Раньше наше предприятие относилось к Россельхозакадемии, при которой действовала система опытно-производственных хозяйств. Мы были Федеральным государственным унитарным предприятием – ФГУПом. Как сельхозпроизводители получали поддержку от государства – субсидии – за произведенный литр молока, килограмм привеса, посеянный гектар, выращенную тонну. Позднее из Россельхозакадемии нас перевели в Федеральное агентство научных организаций. Потом его упразднили и мы стали ведением Министерства науки и высшего образования РФ. Такая реорганизация больно ударила по хозяйству – мы лишились государственной поддержки из-за того, что, как – бы, перешли в разряд научных бюджетных учреждений. Но это же абсурд! Мы не ученые, не пишем научные труды, мы – колхозники! Выращиваем сельскохозяйственные культуры: масляничные, зерновые... Даем области, и стране в целом, молоко, мясо. Живого мяса, к примеру, ежегодно сдаем переработчикам, в том числе и местным, по 300 тонн. Ежедневно отправляем в Челябинск 10 тонн молока для производства продукции торговой марки «Первый вкус» – нашему постоянному партнеру. До конца года сохраняем валовый надой до 4800 тонн литров. Молоко у нас хорошее. И корма мы заготавливаем сами – силоса и сенажа на зиму заготовили более 30 тысяч тонн. Занимаемся переработкой масличных культур – в год производим до 800 тонн подсолнечного масла. Его реализуем предприятиям не только нашей области, но и, к примеру, Курганскому заводу растительных масел. В этом году выдался и хороший урожай подсолнечника: его посеяли и вырастили 3800 гектаров. По факту у нас ничего не поменялось – мы выполняем свои функции, сохранили прежние объемы производства, по-прежнему исправно платим налоги, стараемся улучшать показатели, коллектив трудится... Но четыре года, с тех пор, как началась реорганизация, государство нам не помогает, в итоге мы теряем по 20 миллионов рублей в год – те деньги, которые дают другим бюджетным предприятиям по тем же видам деятельности.

Что же нам делать в такой ситуации? Повлиять на ценообразование мы не можем – есть рыночные цены на молоко, зерновые культуры. Поэтому Минсельхоз России и дает большие деньги для сохранения рентабельности хозяйств. Мы же, став «научным» бюджетным учреждением, даже кредита в коммерческом банке взять не можем по своему юридическому статусу. А затраты только увеличиваются и на сегодняшний день из рентабельного хозяйства мы уже вышли «в ноль». И такие, попавшие под «непрофиль», в области мы одни.

Некоторые работники иронизируют: мы сейчас не опытное хозяйство, а, скорее, подопытное. По факту, являясь филиалом ведущего научного сельскохозяйственного учреждения – Челябинского НИИ сельского хозяйства, ОП «Троицкое» получает поддержку только в плане растениеводства, на производство элитных семян, в виде семян высших репродукций из питомника института. Животноводство в профиль института как научный объект не входит, а значит, дальнейшая судьба буренок здесь никого не беспокоит.

Вопрос встал на уровне области, к его решению подключились два Министерства – образования и науки, сельского хозяйства и даже депутаты Законодательного собрания. В феврале нынешнего года парламентарии одобрили поправки в закон, приравнивающие аграрные вузы и НИИ к сельхозпроизводителям в плане господдержки. В частности речь шла о том, что государственную поддержку, например в виде грантов и субсидий, в нашем регионе смогут получать не только сельхозпроизводители, но и научные организации, средние профессиональные и высшие учебные заведения, если в процессе своей деятельности они производят сельхозпродукцию, осуществляют ее первичную и последующую переработку. Для ОП «Троицкое», несомненно, это хорошая новость. Вот только здесь переживают: выдержат ли буренки до тех пор, когда новый закон заработает на практике и их бюджетное предприятие, наконец, получит что-то из бюджета?

 

Наталия Сорока

Прочитано 487 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика