Сегодня: 13:55, 15 апреля 2024

«Нагружать все больше нас стали почему-то…»

10:25 Среда, 08 ноября 2023 0

А дома ждет вторая смена

Домашние задания для школьников. Кого из пап и мам  при упоминании об этом не бросает в дрожь? Многие – и дети, и взрослые -относятся к  домашним заданиям как к бесполезной и ненужной «обязаловке». Большинство из учеников  не делают «домашку» самостоятельно. Поэтому для родителей выполнение домашнего задания становится второй рабочей сменой.

Не первый год в обществе, в том числе, в педагогическом сообществе, обсуждается возможность отмены домашней работы – мол, учащиеся и так сильно устают на уроках. Программы сложные, много нагрузки во внеурочной деятельности, ведь каждый второй школьник занимается в спортивной секции, музыкальной школе. Зачем нагружать их еще и дома?

photo 2023 10 30 14 30 51

«Закрепление изученных тем должно проводиться на занятиях, а не дома. Это позволит улучшить здоровье учащихся и даст возможность выделить время на общение с друзьями», – уверены родители. Такую точку зрения поддерживают и некоторые депутаты разных уровней. Их громкие заявления становятся поводом для проведения дополнительных исследований, которые показывают, что более 80 процентов учеников делают домашнюю работу на выходных и даже на каникулах, если школьник, допустим, болел и пропустил занятия. И эта нагрузка полностью ложится на родителей.

– Мой сын часто болеет, – сокрушается женщина в очереди в детской поликлинике. – Приходится нам с мужем заниматься с ним в выходные дни, чтобы не отстал от одноклассников. Заново учим русский и математику.

– Домашние задания стали кошмаром, – понимающе подхватывает разговор сидящая рядом дама. – Я пыталась приучать сына к самостоятельности, но «заросли» двойками. Пришлось оставлять уроки на вечер, когда мы приходим с работы. После занятий в школе - уроки обычно до 14.00 - он ходит на секцию, занимается английским с репетитором. Основная подготовка домашнего задания приходится на поздний вечер. Учитывая, что мы не педагоги, «домашка» для нашей семьи просто ад. Не высыпаемся. С репетиторами, конечно,  легче, но накладно, не знаем, насколько нас хватит.

Разговоры на эту тему варьируются по тональности, изложению, но суть одна: ни дети, ни родители не в восторге от домашних заданий.

Вместо занятий – мониторинги и отчеты

Первый заместитель губернатора области Ирина Гехт, курирующая социальную сферу,  о перегруженности учеников домашними заданиями:

Гехт копия«Одна из самых частых жалоб, которую я регулярно получаю от педагогов и родителей – школьников перегружают домашними заданиями. И она совершенно обоснованна. Это касается не только лицеев и школ с профильными классами, но и других учебных заведений. Судя по проведенному мной опросу, 77% взрослых из 1903 проголосовавших  считают именно так. Чтобы все успеть, ребенок после всех факультативов и секций вынужден до полуночи, а то и дольше, делать уроки. Причем не редко с помощью репетитора, – пишет в своем телеграм-канале Ирина Альфредовна. – Мой взгляд как родителя: это ни к чему хорошему не ведет. Либо взрослые делают часть упражнений за ученика, либо ребенок получает стресс, боясь не выполнить домашнюю работу. Сами дети тоже говорят об этом, отправляя психологам свои обращения на «Почту Доверия».

 

Раньше, действительно, не было такого количества задаваемых на дом уроков. У детей было время не только ходить на секции и в школы искусств, но и погулять, пообщаться с друзьями. Сейчас совместить досуг с друзьями, прогулки, учебу и дополнительное образование практически нереально, особенно если у ребенка шестидневка. Понимаю, что за последние десятилетия изменилась учебная программа, появились новые предметы. Но школа не должна превращаться в каторгу, особенно если ребенок старается учиться на «хорошо» и «отлично».

Возможно, стоит обратить внимание на опыт других городов. В Москве, например, выпускников некоторых школ освобождают от домашних заданий, делая акцент на  предметы, которые понадобятся ученику для дальнейшего поступления в ВУЗ или ССУЗ. И это логично: каждый предмет по-своему важен, но объять необъятное невозможно», – резюмирует чиновник.

«Учителям в школах преподавать некогда: они ушли в мониторинги и отчеты. Вместе с представителями профсоюзов подсчитали: в Челябинской области педагог должен сдавать более 40 (!) мониторингов и мероприятий. Часть из них проводится ежедневно и запрашивается ведомствами разного уровня – как федерального и регионального, так и на местах».

Нужно освободить педагогов от бумажной волокиты, чтобы они могли больше времени уделять объяснению учебного материала, считает Ирина Гехт. Нагрузка на учителей и без того колоссальная.

«Безусловно, какую-то часть отчетности можно отрегулировать только на федеральном уровне. Но то, что избыточно включено на региональном и местном уровнях, нужно сокращать. Будем вести эту работу вместе с профсоюзными организациями», – обещает Ирина Альфредовна.

Мнения:

Лидия Ивановна Семенова, педагог с 47-летним стажем, из них 13 - директором школы  № 3:

Семенова опрос– В сегодняшних реалиях на педагогов свалились дополнительные нагрузки. Если раньше оценки выставлялись в дневники и классные журналы, то теперь их нужно заносить в АИС "Сетевой город". Практически все учителя – предметники осуществляют классное руководство, что требует не только  дополнительной ответственности, но и времени, так как требования повысились. Никуда не деваются разработки учебных планов, проверки домашних заданий и проведение родительских собраний, к которым тоже нужно готовиться. Есть еще один момент – если раньше родители могли только прийти в школу, чтобы побеседовать с учителем или позвонить на стационарный телефон в учительской, то сейчас у каждого есть сотовый – звонят в любое время и по любому вопросу. То же самое можно сказать и про родительские чаты в разных мессенджерах. Они отнимают очень много времени  и, кстати, нервов тоже, ведь  зачастую мнения сторон по какому-то вопросу разделяются. К этому добавим подготовку презентаций, обязательное участие в онлайн-опросах и профессиональных конкурсах,  публикацию наработок и проектов в соцсетях. Все это влияет не только на объем домашних заданий, но и на общее качество знаний учащихся, уровень которого, на мой взгляд, падает.

 Кристина Чешко, мама троих детей (двое – учащиеся лицея №13):

Чешко опрос

– Сын учится в первом классе, дочь в третьем. У нас пока нет проблем с выполнением домашних заданий. Понятно, что сын, как первоклассник,  пока сильно не загружен, а дочка уже может выполнять некоторые задания самостоятельно. В этом вопросе мне помогает муж – у нас распределение обязанностей. Я проверяю задания по русскому языку, а муж по математике.

 

 

Сергей Жидеев, тренер:

– Все прекрасно понимают, даже учителя, что домашние задания делают родители. Программы, которые сегодня навязаны школам,  сложные. Во время урока учителя просто-напросто не успевают пройти тему. А нужно выполнить определенный объем, который скидывается на дом.

Родители говорят, что приходится учить предметы заново, чтобы объяснить детям тему. Но у большинства  нет педагогического образования. Начинается заучивание, тратится уйма времени, и взрослые, и дети – на взводе. Конечно, учитель учителю рознь. Одни все толково объясняют, тут проблем нет. Другие выбирают вузовский стиль – проговаривают тему и дают самостоятельно ее прорабатывать дома. Усвоил тему, не усвоил – дальше бегут.  Родители вынуждены нанимать репетиторов, учителя – либо делают вид, что так и должно быть, потому что большинство из них сами подрабатывают репетиторством, либо молчат. Надо менять систему образования, снижать нагрузки. 

 

Екатерина Александрова.

 

Прочитано 245 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика