В каждом ребенке – солнце и мы помогаем ему светить!
В целях организации содержательного досуга и занятости детей в Троицком районе, 23 января 1974 года было открыто внешкольное учреждение - Дом пионеров. И начали свою работу первые 15 кружков, куда пришли 195 ребятишек.
- Сегодня преемником Дома пионеров стал Центр детского творчества, многопрофильное учреждение дополнительного образования, открытая образовательная система Троицкого муниципального района, - сказала Мария Владимировна Файзуллина, методист организации. - В будущем году, в те же дни, что и наш муниципалитет, мы празднуем юбилей - 50 лет. Ровно в два раза мы "моложе" района.
- Мария Владимировна, что такое 50 лет для Вашей организации?
– Это время, в течение которого выросли несколько поколений детей и подростков; это тысячи спетых песен, прочитанных стихов, исполненных танцев, это десятки тысяч туристских троп, тысячи изготовленных детскими руками игрушек и поделок, это исследования и проекты, это массовые мероприятия, которые стали триумфальными для победителей, принесли кучу эмоций и переживаний, это целая жизнь – это история педагогических поисков, удивительных изменений, детских успехов, многих преодолений. Сегодня Центр детского творчества по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства нашего района.
- Насколько важным сейчас является дополнительное образование?
- Шагнув в новый век из внеурочной работы кружков в организацию деятельности детского объединения, оно реализует общеобразовательные программы, направленные на то, чтобы каждый ребенок не просто был занят интересным делом, но и смог проявить и развить те свои способности, о которых он даже и сам иногда не подозревает. Не ладится с литературой? Но, к примеру, увлеченный туризмом ребенок после очередного похода начинает читать книги о великих путешественниках. Не "идут" точные науки? А построение выкройки потребует вспомнить основные формулы геометрии. Вот так основное и дополнительное образование всегда шли бок о бок друг с другом, помогая детям в жизненном самоопределении.
- Учитывая протяженность района, у всех ли юных селян есть возможность найти себе занятие по душе?
- В каждой школе нашего района ребята могут найти объединения по интересам. Так же в этом поиске и детям, и родителям помогает цифровая платформа «Навигатор программ дополнительного образования Челябинской области». В "Навигаторе" представлено все разнообразие программ дополнительного образования. Здесь можно подобрать занятие не только по интересам, но и по возрасту, форме реализации (очная или заочная), по форме оплаты – бесплатную, платную или по социальному сертификату. Социальный сертификат впервые в этом году выдан более чем 500 учащимся района в возрасте от 5 до 17 лет. С помощью социального сертификата родители определяют, куда пойдут средства бюджета. Востребованные программы получают больше денег, и это помогает им развиваться. Поэтому программы дополнительного образования постоянно обновляются, а педагоги ищут новые формы и методы работы, обучаются современным технологиям. Также в нашем Центре создано структурное подразделение - Муниципальный опорный центр дополнительного образования. На него возложена функция выстраивания системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования, обновление качества содержания программ с учетом потребностей детей различных категорий и обеспечение их доступности для каждого ребенка через внедрение «Навигатора программ дополнительного образования». Не могу не отметить, что цифровизация давно и прочно стала частью нашей повседневной жизни, и сейчас педагоги дополнительного образования ведут электронные журналы, пишут посты в группах ВКонтакте и дают информацию в Телеграм.
- Мария Владимировна, но ведь главное богатство - это люди...
- Неоспоримо. Несмотря на все технологические процессы, качество дополнительного образования напрямую связано с педагогом, его профессиональным и культурным уровнем, творческим потенциалом. Центр детского творчества сегодня – это коллектив, единомышленников разного возраста, объединенных любовью к своему делу, любовью к детям и стремлением воспитать человека – творца, гражданина своей страны, свободного, ответственного и увлеченного любимой профессией.
Менялись термины и нормативы, регламенты и отношения к трудной работе в системе дополнительного образования, но главное, что педагоги, которые трудятся здесь более 20 лет – такие, как Задорина Тамара Михайловна, Ослоповская Татьяна Васильевна, Полушвайко Галина Петровна, Севостьянова Галина Трофимовна, Иванова Ольга Викторовна, Аксянова Вера Илюсовна, Заякина Оксана Владимировна, Вовк Александра Николаевна, Гончарова Елена Яковлевна - остаются убежденными сторонниками возможности и необходимости успешного раскрытия личности каждого ребенка и передают это убеждение своим молодым коллегам, многие из которых так же пришли в эту профессию из творческих объединений Центра - Мацун Яна и Илья, Волкова Александра, Курманаев Антон, Моларишвилли Роман.
- Какие направления представлены в ЦДТ?
- Буквально все. Самое масштабное - физкультурно-спортивное. Это обновленные, отремонтированные и оборудованные спортивные залы в Бобровке, Карсах, Ясных Полянах. Это реализация областного проекта «Бокс в школу», успехи юных борцов, которых тренируют Вохмянин Михаил Александрович и Дибров Дмитрий Михайлович; победы шашистов под руководством Моларишвилли Романа; это футбол с «Метрошкой», хоккей, волейбол, баскетбол и легкая атлетика.
Туристко-краеведческое направление - это школьные музеи, поисковая и волонтерская деятельность, «Вахта памяти», походы и сплавы, любимый летний турслет. Естественно-научное – это движение юннатов и зеленых пионеров, историко-экологические тропы, школьные лесничества и дошкольники-эколята. Художественное – это большой смотр художественной самодеятельности, школьные театры и художественное чтение, танцы, вокальное творчество и народные праздники, традиционные виды рукоделия и современные технологии. Социально-педагогическое - это юные инспекторы и юнармейцы, литературные гостиные и школьные пресс-центры, летние досуговые программы и палаточные лагеря. Техническое направление – это моделирование и профориентация, легоконструирование и робототехника.
Часто возникает вопрос: какое образование считать основным? То, которое наполняет разум или то, которое развивает душу? Человек, не познавший себя, не открывший в себе собственного потенциала возможностей, заложенных в нем интеллектуальных, этических и эстетических талантов, не может полностью реализоваться, ему трудно найти свое признание в жизни и добиться успехов в сфере социальных и профессиональных отношений. Поэтому с древних времен мастерство педагога, способствующее раскрытию творческих сил своих подопечных и тем самым усвоению ими различных знаний и умений, оценивалось очень высоко.
- Наверняка у воспитанников ЦДТ прекрасные достижения?
- По всем направлениям деятельности наши обучающиеся имеют поощрения районного, областного, федерального, российского уровней. С самого начала проекта для старшеклассников «Большая перемена» ребята являются полуфиналистами и финалистами конкурса. А с 2020 и три года подряд прославляют район и победами в этом Всероссийском проекте! А ведь две победительницы «выросли» из традиционного районного конкурса «Ученик года».
Сегодня каждый воспитанник Центра, имеющий хорошее порфолио, может стать обладателем стипендии Главы троицкого муниципального района, пройти отбор на Грант Собрания депутатов Троицкого района «Признание», реализовать свою мечту, участвуя в грантовом конкурсе Троицкого района. Самые активные, творческие и целеустремленные обучающиеся Центра детского творчества ежегодно становятся участниками профильных смен Всероссийских детских центров «Океан», «Орленок» и Международного детского центра «Артек».
За полвека в стране произошли огромные перемены – сменился строй, идеология, технологии, но дети всегда были и будут главным достоянием государства, а их обучение и воспитание – важнейшей задачей, которую наши педагоги успешно решают вот уже 50 лет, помогая все новым и новым поколениям ребят зажигать свое солнце.
Зеленые пионеры
С 2017 года в Троицком районе действует движение "Зеленые пионеры - добровольцы России" - общественное объединение учащихся в сфере экологической культуры и патриотического воспитания.
Чем занимаются дети, какими достижениями отличаются, рассказала главный куратор этого движения, заместитель директора Центра детского творчества Венера Шафкатовна Гарифзянова:
- В рамках естественнонаучной направленности нашего Центра созданы и успешно работают 4 школьных лесничества и 5 детских экологических объединений.
Первые 14 добровольцев из трех школьных лесничеств торжественно дали клятву и были приняты в ряды зеленых пионеров 14 июня 2017 г. на VIII Форуме детских и молодежных организаций «Содружество».
Центром детского творчества выиграны и успешно реализованы два гранта Губернатора Челябинской области (руководитель проектов – Гарифзянова В.Ш.): 2021 год – «Развитие движения «Зеленые пионеры – добровольцы России на территории Троицкого муниципального района» и 2022 год – «Зеленый Троицкий район».
Гранты Губернатора области стали для нас отличным мотиватором развития и укрепления экодвижения. Знают о нем и в регионе. В прошлом учебном году наши экологические объединения заняли 1 место в региональном конкурсе костюмов «Эко-fashion» в номинации «Лучший костюм из природного материала» (объединение «Родничок» п. Плодовый, рук. Полушвайко Г.П.), 2 место на региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации "Экогид" (объединение «Эколята» Шантаринской школы, рук. Шишкина Ж.Б.), 7 первых мест на областном Форуме «Молодежь за экологию и культуру». А уже в этом учебном году третий год подряд школьные лесничества «Зеленые береты» Целинной школы (руководитель объединения Дегтярёва С.П.) и «Зеленый дозор» Песчановской школы (руководитель Довгялло Е.А.) становятся лучшими в региональном этапе Всероссийского заочного смотра-конкурса «Лучшее школьное лесничество» в номинациях «Практическая деятельность» и «Просветительская деятельность». Кроме того, наши лесничества стали победителями специальных номинаций: «Самые активные» — ШЛ «Зеленые береты» и «За лучшее экомышление» — «Зеленый дозор». Работаем дальше!
В рамках первого гранта в Троицком муниципальном районе была продолжена работа по созданию отрядов «Зеленых пионеров» – добровольных объединений обучающихся в 12 образовательных организациях Троицкого района. Сегодня их ряды насчитывают уже около двухсот человек. Зеленые пионеры участвуют в экологических акциях «Вода России», «Чистый воздух», «Летопись добрых дел для сохранения природы», эколого-патриотической акции «Жители южного Урала – защитникам Отечества», открывают историко-экологические тропы в Троицком районе и многое другое.
В рамках второго гранта были проведены такие мероприятия, как Слет зеленых пионеров школьных лесничеств и детских экологических объединений «Сохраним и приумножим!», экологические субботники "Зеленая Россия» и самое главное – были открыты 10-я и 11-я историко-экологические тропы «Шантарино. По дорогам минувших столетий» (руководители Борисенко О.Г., Шишкина Ж.Б.) и «Песчаное. За каждым именем судьба, за каждым именем история» (руководитель Довгялло Е.А.). В 2023 году торжественно открыта 12-я историко-экологическая тропа «Новый Мир – вчера, сегодня, завтра» (руководители Андреева С.А., Минина О.В.). В 2024 году планируется открытие 13-й тропы «Тропинками села Дробышево» (руководитель Волкова С.В.) и 14-й «Сияет гранями Кварцит» (руководитель Иванцова А.Я.).
Благодаря депутату ЗСО Челябинской области Светлане Черепухиной, уже издана брошюра Дмитрия Белоусова со всеми 14 историко-экологическими тропами Троицкого муниципального района. Дмитрий Леонидович является бессменным нашим экспертом и экскурсоводом, побывать на экскурсиях которого мечтает каждый!
Благодаря Андрею Кулипанову, создана интерактивная карта троп Троицкого района. Посетить виртуальную экскурсию по каждой из них сможет любой желающий из любой точки мира. Для этого нужно только зайти в интернет по ссылке https://vk.com/id192029608?w=page-202204162_56522332 и нажать на любое из предложенных 11 сельских поселений. Сперва откроется небольшой видеоролик по тропе, а затем увлекательный текстовый материал и красивейшие фотографии района.
Открытие 14 троп стало результатом планомерной системной работы Центра детского творчества с детьми в сфере экологической культуры и патриотического воспитания.
Мы стремились к тому, чтобы каждое сельское поселение Троицкого района было узнаваемо, имело «свое лицо», чтобы подрастающее поколение знало и гордилось своей малой Родиной, и чтобы к 100-летнему юбилею Троицкого района своя историко-экологическая тропа была в каждом сельском поселении.
Наши усилия увенчались успехом. Экскурсии по историко-экологическим тропам дают возможность не только увидеть всю красоту нашей Уральской природы, углубить и расширить знания об окружающей среде, но и позволяют прикоснуться к земле своих предков, узнать исторические и природные памятники. А еще при этом повышается ответственность за сохранение окружающей среды, воспитывается чувство любви к природе и истории своей малой Родины. Таким образом, наши тропы становятся не только наглядным учебно-просветительным этапом в обучении, но и средством для воспитания патриотизма и пропаганды исторических и экологических знаний обучающихся. И это наш подарок к 100-летию Троицкого района!
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».