Хорошо писать – большой труд
В нашем городе проживают очень много талантливых ребят, которые занимаются творчеством и вкладывают свой труд в большой источник вдохновения – литературу. Молодежная литературная студия «Жаворонки» существует уже не первый год, помогая ребятам развивать свои таланты.
Мы пообщались с руководителем и создателем студии, поэтессой Татьяной Ческидовой, которая также руководит литературным объединением «Степь». Татьяна Владимировна - победитель международного фестиваля литературы и культуры славянских традиций в номинации «Художественный перевод».
Родилась она в городе Вильнюсе, столице Литвы. Отец Татьяны - коренной троичанин. В Литву попал после распределения, закончив Троицкое авиационно-техническое училище, там и познакомился с мамой Татьяны. Три года молодым специалистам приходилось ездить из Прибалтики в Троицк и обратно. Но когда завершилась практика, семья полностью переехала на Южный Урал.
С самого детства Татьяну интересовало все, что касается творчества.
- Это сейчас можно зайти в магазин и купить все инструменты и материалы для поделок, а тогда такого не было. Мы сами чистили глину, брали ее в карьерах возле реки. Лепила фигурки, маски. Также занималась соломкой, резьбой и гравюрами по дереву, чеканкой, выжиганием, – рассказала моя собеседница.
Не могла не спросить у Татьяны Владимировны, как она пришла к идее создания молодежной литературной студии.
- Прежде, чем она появилась, в 2019 году я окончила литературные курсы при Челябинском государственном институте культуры, где нам преподавала профессор Нина Александровна Ягодинцева. Мы как раз проходили тему создания литературных клубов, мастерских и т.д. И я задавала очень много вопросов о молодежи. Нина Александровна тогда четко дала понять, что молодежь не должна собираться вместе с пожилыми людьми в одной аудитории, так как у этих категорий разные приоритеты, жизненные уровни, разное отношение к самой жизни. И тогда возникла идея отдельной молодежной студии.
Татьяна Владимировна признается, что в «Жаворонки» подростков собрать было непросто. Стеснительность присуща очень многим юношам и девушкам, поэтому на ежемесячные занятия в студии никогда не приглашаются взрослые: родители или другие члены литературного объединения «Степь». И хотя старейшины очень желают туда попасть и узнать, как идет процесс, Татьяна не пускает, чтобы молодежь чувствовала себя комфортно.
– Татьяна Владимировна, как проводятся занятия, что за игры Вы проводите?
– Все занятия я разрабатываю сама, готовлюсь и ищу разнообразные игры, новинки - творческие, литературные. Игры печатаются в методических указаниях, в том числе, есть у меня разработки и Нины Александровны Ягодинцевой, которая для разных категорий творческих людей разработала разные виды занятий. Помимо нее, обращаюсь к опыту других российских преподавателей. Иду навстречу и работаю с каждым желающим автором. Процесс этот очень сложный. Мне и в соцсетях пишут, и приезжают на работу, и каждое стихотворение мы тщательно разбираем. Свои стихи «ломать» очень сложно - написав произведение, автор считает, что это шедевр, не иначе. Но при чтении выявляются и смысловые ошибки, и технические, но это все от того, что человек просто не имеет подготовительной теоретической, да и практической, базы. Эту базу я как раз и даю: какие бывают технические и смысловые направления поэзии и прозы, как правильно построить сюжет - обо всем этом рассказываю. И лучше, если каждому индивидуально, ведь так знания усваиваются эффективнее. Когда говоришь в общей аудитории, то мало что запоминается. Но молодые люди любят быть вместе. Собираясь группой единомышленников, они понимают, что не одиноки. Когда создают свои творения в одиночестве, каждому немного страшновато из-за того, что над этими творениями, как ему кажется, кто-то может посмеяться. А тут они в одном общем кругу, среди себе подобных и в равных условиях. Но зато когда потом видят результат - публикацию, то крылья вырастают, и хочется дальше работать, писать.
Ровно через год после открытия студии был издан сборник стихов и прозы ее участников. Книга выпущена издательским центром "Павлин" Челябинского областного отделения Союза писателей России. Презентация состоялась в начале года в центральной библиотеке, где одиннадцать авторов держали в руках свой первый в жизни сборник.
Врезка: Татьяна Ческидова: «Я рада, что у меня есть молодежная студия. С этими ребятами и сама чувствую себя моложе. И если вижу и знаю, что могу им чем-то помочь и то, чем я делюсь, потом останется в юных дарованиях, безмерно рада. На занятия приходят не только те, кто пишет, но и просто желающие послушать, поиграть в творческие игры. Происходит творческое развитие, развитие логического мышления, изучение правильного произношения речи – это важно, когда люди выходят в свою свободную жизнь, ведь они должны уметь правильно говорить, логически мыслить и в разговоре доносить свои мысли четко и предельно ясно. А это показатель культуры каждого из нас.
- А когда были впервые опубликованы Ваши стихи?
- Не могу сказать, когда опубликовали первое стихотворение, но второе помню точно - в 1982 году в газете «Вперед». Меня дедушка в 12 лет привел в литературное объединение «Степь». На один из его дней рождения я оформила 12-листовый альбом со своими стихотворениями и подходящими к текстам рисунками, и подарила. Изучив мое творчество, дедушка решил тогда отвести меня в литобъединение. С того дня и до окончания школы я посещала занятия в «Степи».
- Не думали ли Вы написать что-то в прозе?
– Есть люди, у которых душа предрасположена к прозе, а есть те, у кого к поэзии. Вот я очень люблю поэзию. Я читаю, но не люблю большие и длинные тексты. Поэзия мне нравится тем, что она лаконична. Это сгусток энергии. В поэзии нет ничего лишнего. Профессионалы пишут так, что в каждой строчке скрывается еще строчка и смысл. Уровень за уровнем. Поэты, которые в будущем становятся прозаиками, более удачливы в своей прозе, потому что они уже умеют строить поэтические образы. У меня, например, несколько любимых авторов. В детстве я начинала с Пушкина, Есенина, в более зрелом возрасте пришли Бродский, Мандельштам, Ахматова, Цветаева, Блок, Тютчев – их я перечитываю время от времени. Из наших уральских поэтов обожаю Николая Ивановича Годину. Он был моим учителем, и первые работы были подражанием – настолько метафоричны его стихи, что очень хотелось научиться этому. Я выискиваю интересные образы, метафоры, сравнения и стараюсь применять их максимально и гармонично.
- А ребята из студии «Жаворонки» пишут больше поэзию или прозу?
- По-разному. Состав не постоянный, ведь молодежь приходит и уходит. Больше тех, кто пишет стихи, но потом переходит к прозе. Проза эта больше напоминает жанр фэнтези, но некоторые «замахиваются» и на исторические романы. Но это довольно сложное направление, поэтому рекомендую начинать все-таки с рассказов, основываясь на своих наблюдениях, опыте, знаниях.
Ната Пожарская
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».