Сегодня: 00:01, 15 июля 2024
Александр Чекмезов с дочерью Оксаной Севостьяновой Александр Чекмезов с дочерью Оксаной Севостьяновой

"В профессию меня привел отец..."

14:07 Понедельник, 07 августа 2023 0

Все люди, изображенные на снимках к этому материалу, совершенно разные. Но их объединяют, как минимум, два жизненных факта: любовь к железной дороге и принадлежность к трудовой династии. А еще то, что каждого из них в профессию привел отец.

Свою судьбу увидел в... топке

На протяжении последних нескольких лет для меня неизменным помощником в подготовке материалов ко Дню железнодорожника является Александр Яковлевич Чекмезов. Он уже 14 лет находится на заслуженном отдыхе, но долгий и  преданный труд сделал его если не легендарной личностью, то очень узнаваемой.

- Я был совсем еще мальцом, но уже твердо знал, куда пойду учиться после школы, - рассказал Александр Яковлевич. - Мы жили неподалеку от железнодорожного вокзала, и, как и многие сотрудники предприятий узла, ходили в локомотивное депо мыться - здесь были хорошие душевые. И вот однажды, возвращаясь с отцом домой, он, разомлевший от водных процедур, предложил мне, пацану, посмотреть паровоз изнутри. Естественно, я согласился. Был это примерно 1958 год, может, чуть раньше. От всего увиденного, конечно, получил невероятные эмоции. В какой-то момент папа приоткрыл дверцу топки, и я увидел пламя - оно было не красное, не оранжевое, а почти белое от высоченной температуры. И это завораживающее зрелище буквально привело в оцепенение! Я стоял и не мог понять, как так: неужели у огня такие сила и мощь, что приводят в движение огромную махину паровоза? Вот тогда-то понял, что нужно с этим как следует разобраться, и без сожаления выбрал профессию, связанную с железной дорогой.

Александр Чекмезов прошел большой трудовой путь длиной в 37 лет. Хотя, точнее будет сказать, что немалую часть этого пути он проехал. Сначала был помощником машиниста, затем машинистом. В какой-то момент стальные магистрали сменил на цех, став бригадиром. Далее был мастером, главным механиком, и все ступни карьерной лестницы он освоил в локомотивном депо. Дважды избирался председателем профкома предприятия, ответственно и даже дотошно умея отстаивать права и интересы своих коллег. 

- Пришел на дорогу я в 1971 году, - поведал Чекмезов. - Больше тысячи человек только у нас работали, а, к примеру, в рефдепо - почти две с половиной тысячи. Что и говорить, в Троицкий железнодорожный узел входили больше десятка основных предприятий, не считая вспомогательных подразделений. Раньше они назывались очень просто и привычно уху - депо, ШЧ, ЭЧ, ПЧ и т. д... А сейчас, когда прошли множественные реорганизации, названия такие длинные, что не сразу и запомнишь. Семейные династии были сплошь и рядом, никого не удивляло, что муж с женой, их родители, а потом и дети, связывали свою жизнь с дорогой. Вот и мы - не исключение. В 1996 году пришла в локомотивное депо работать моя дочь, Оксана, и до сих пор трудится здесь; окончила профильный вуз - УрГУПС - внучка Ирина, которая живет и работает в Екатеринбурге. В общем, наша династия, как и многих других железнодорожников, продолжается, и будет бесконечной, как стальные магистрали. С нашим праздником, уважаемые коллеги и ветераны отрасли, будьте всегда здоровы и счастливы!

 На всех видах тяги

А знаете ли вы, уважаемые читатели, что у машинистов, как и у водителей автотранспорта, есть права? И если в первом случае водители могут иметь соответствующие категории, то у вторых это именно права управления, которых всего четыре. Иметь их все - это, что называется, высший пилотаж, хотя выражение относится к летчикам... Как быть с железнодорожниками? Не знаю, поэтому пусть будет так, ведь это свидетельствует, в первую очередь, о высоком профессионализме.

Вадим Вячеславович Шилов - потомственный железнодорожник. Его отец всю жизнь, до самой пенсии, трудился в локомотивном депо, поэтому сын с самого детства впитал в себя профессию, неоднократно бывая с родителем в поездках. Да так вошел во вкус, что стал обладателем всех четырех прав управления! Основным является машинист тепловоза, но Вадим Вячеславович может также управлять паровозом, электровозом и электропоездом.

photo 2023 08 01 09 52 48 2- После школы я поступил в ПУ-6 на помощника машиниста электровоза, - рассказал Вадим Шилов. - Почему на помощника? Потому что сразу машинистом не станешь, сначала нужно поработать в должности его "заместителя". И вот с 1986 года я работаю здесь, о чем никогда не пожалел.

Сложна ли профессия машиниста? Да, конечно. Она предполагает длительные физические и психоэмоциональные нагрузки. Но, прежде всего, это большая ответственность за вверенный груз и перевозку пассажиров. Во время работы машинисту нужно быть максимально собранным и сконцентрированным; здесь нужны внимательность, пунктуальность, быстрота реакции в нестандартных ситуациях. У меня иногда спрашивают: если начать жизнь сначала, какую профессию бы выбрал? Отвечаю всегда так: не сомневаюсь, что стал бы машинистом. Мой трудовой стаж почти 37 лет, и я ни разу не пожалел о выбранной профессии. Это дело всей моей жизни, я с детства буквально грезил железной дорогой. И молодому поколению рекомендую выбрать "железный путь" - несмотря на все сложности в работе, в ней есть много плюсов. Профессия машиниста очень востребованная, трудоустроиться, причем на хорошую зарплату, можно сразу же после обучения. Да и вообще, работа очень интересная, особенно для тех, кто любит романтику дорог, путешествия и новые впечатления. Поздравляю всех железнодорожников с профессиональным праздником, пусть в жизни нам всем сопутствуют удача, работа ладится и приносит удовольствие. Легких и ровных железнодорожных и жизненных путей!

Опытом делюсь с сыновьями

Если говорить просто, без длинных названий должности и самого предприятия, то деятельность Анатолия Владимировича Голомаги связана с проверкой технического состояния локомотивов. А трудовой путь начался так же, как и у всех наших предыдущих героев: когда этому статному мужчине было всего пять лет, его на паровоз впервые привел отец-машинист. И, как говорится, там и оставил - в смысле, в профессии.

photo 2023 08 01 09 52 47- В 1983 году я поступил на курсы помощника машиниста, - рассказал Анатолий Голомага. - Некоторое время после окончания отработал в локомотивном депо. Затем поступил в Свердловский железнодорожный институт - так раньше назывался нынешний УрГУПС, - и пришел на ставшее родным предприятие уже в инженерной должности.

Мне кажется, так судьба складывалась - с курсов или училища, где обучались на помощника машиниста - у всех пацанов, чьи родители трудились на железной дороге. Уверен, что нет больше ни одной отрасли, где так массово "произрастают" трудовые династии. Потому что железная дорога если попадает в кровь, ее оттуда уже ничем не излечишь. Вот и мой старший сын, Кирилл, уже окончил УрГУПС, трудится в Краснодаре, а младший, Матвей, в этом году перешел на третий курс этого же вуза. С ними мы обсуждаем многие рабочие и технические моменты, я всегда помогаю своими советами, если это требуется. Хотя вижу, что сыновья и сами рвутся узнать свою профессию как можно глубже, и меня, как отца, это радует. Естественно, в нашей семье главный праздник - это День железнодорожника, и я поздравляю не только своих родных и друзей, но и всех причастных. Желаю, чтобы жизнь была ровной и стабильной, как рельсы, удачные дни такими же частыми, как шпалы, и пусть всегда светит зеленый семафор!

 

Ксения ИВАНОВА.

Прочитано 400 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика