Сегодня: 17:33, 29 февраля 2024
Фото автора Фото автора

Салем, Костанай!

14:54 Воскресенье, 16 июля 2023 0

17 июня 1997 года указом Президента Казахстана было изменено написание названия, привычный для нас город Кустанай был переименован в Костанай, а Кустанайская область, соответственно,  в Костанайскую.

Площадь - 240 кв.км. Население: по статистике, численность населения города за год увеличилось на 10 тыс. чел. и  на 01.02.2023 г. составила 264 677 чел. Этнический состав: По данным Национального бюро статистики, на начало  года доля казахского населения от общей численности проживающих в Казахстане достигла 70,65%. Казахское население преобладает во всех областях, кроме Северо-Казахстанской, где и находится Костанай. Там больше русских, которые по-прежнему остаются вторым по численности населения народом Казахстана – 3 млн человек, с долей 15,18%. Согласно прогнозам на ближайшие 20 лет, численность славян в Казахстане сократится до 5–6%. На 21–22 млн жителей русскоговорящих останется порядка 1 млн человек. После русских на третьем, четвертом и пятом местах расположились узбеки (3,25%), украинцы (1,92%), уйгуры (1,5%). Далее идут немцы – 1,14%, татары – 1,11%, азербайджанцы – 0,76%, корейцы – 0,61%, турки – 0,45%. Всего, по прогнозам местных социологов, через 20 лет в Казахстане будет проживать уже 90% казахов. Связывают это, в первую очередь, с всплесками  рождаемости, которые  происходят в стране каждые 20 лет, и взрослением в каждом «всплеске» молодежи.

Из истории

Костанай был основан в 1879 году в урочище с одноименным названием, когда  на берегу реки Тобол появились первые поселенцы. Приезжавшие из различных российских губерний и областей, они образовали поселок под названием Николаевск. Правительством российского  императора Александра II  для управления степными территориями было создано Оренбургское и Западно-Сибирское генерал-губернаторство, которое территориально делилось на две области - Уральскую и Тургайскую. В свою очередь,  Тургайскую  область поделили на Илецкий (Актюбинский), Иргизский (Тургайский) и Николаевский (Кустанайский) езды. Из-за отсутствия в Кустанайском уезде какого-либо  оседлого пункта, уездная администрация находилась за пределами Тургайской области - в казачьей станице Николаевской.                                                                                                                                                           Расстояние от нее до  почтового тракта составляло более 100 верст, и это затрудняло не только связь области с уездом, но и затягивало перечисление в кассу казначейства кибиточной подати. Поскольку касса находилась в Троицке, сверху было принято решение перевести туда и Николаевское уездное управление.

В 1885 году, став уездным городом Тургайской губернии, Николаевск был переименован в Костанай (в советский период Кустанай), что в переводе с казахского языка звучит как  «стоянка казахского племени». К 1913 году численность местного населения   достигла уже более 28 тыс. человек. Кустанайский уезд считался окраиной Российской империи, житницей, снабжающей центральные губернии продовольствием. Отголоски Февральской революции 1917 года докатились до города только весной. А после, вплоть до августа 1919 года,  власть переходила то к  белогвардейцам, то к  Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны в городе наметился значительный рост населения в связи с эвакуацией предприятий и жителей из западных районов СССР. Послевоенное стремительное освоение целинных земель, строительство железной дороги "Кустанай-Тобол"  положили начало  индустриальному развитию города. Сейчас в Костанае насчитывается около 370 промышленных предприятий и более 650 - с иностранным участием. В основном, развита пищевая отрасль, машиностроение и сфера услуг.

Ближайшая заграница

Впереди - неделя отпуска. «Почему бы нам не съездить за границу?» - предложили друзья. «Да вы что?! Это невозможно! Визы, средства, санкции, ограничения!» - воскликнула я. В ответ они только хитро переглянулись и заметили: «Ну, есть же ближнее зарубежье, например Республика Казахстан. Вот скажи – давно ты, к примеру, в Кустанае не была? » Такого поворота я не ожидала и стала вспоминать, когда же в последний раз пересекала российско-казахстанскую границу. Получается, больше десяти лет. Еще денек на раздумья, «перелопачивание» информации в интернете, и - решение принято. Вот только в одну машину мы все не помещались. Поэтому нам с мужем,   «безлошадным», пришлось заранее купить  билеты на автобус.

Начитавшись отзывов о трудностях снятия налички в казахстанских банкоматах и об ограничении возможности   безналичной оплаты картой «Мир», так же заранее сняли запланированную сумму в рублях. Сборы были недолгими. В Троицке испортилась погода, и, облачившись в легкие куртки,  в назначенный день  отправились на автовокзал, в то время как семейство друзей вместе с детьми отправились в путешествие на машине. Было даже интересно потом сравнить наши условия. Чтобы зря не терять время,  выехали в 05.30 – на двухэтажном автобусе "Екатеринбург-Костанай". Для страховки из 5-го микрорайона отправились на автовокзал, но оказалось, он заходит и на автокассу, что напротив башни. Полчаса - и мы на пункте пропуска. К двум окошкам небольшие очереди.  «Кто на автобусе, - в правое окно!», - скомандовала сотрудница таможни, чем существенно сократила время нашего ожидания. А в это время наш автобус тоже проходил проверку на предмет провоза запрещенных предметов и веществ.

Еще полчаса - и мы общаемся с казахскими пограничниками, которые задают нам примерно те же вопросы: куда, с какой целью следуете; чем занимаетесь? Специально обученные, внешне дружелюбные, овчарки тщательно обнюхали каждого из нас, чем вызвали радость у детей. Никакие декларации мы не заполняли, сумки наизнанку не выворачивали - и это нас тоже радовало. Автобус покатился по гладкой дороге с заездами в поселки Карабалык и Федоровка. И вот,  ровно в 9.20 по-местному времени, мы в Костанае. Время там, кстати, прибавляется на час. Сравнив с данными сайтов покупки автобусных билетов,  приятно удивились: ведь, судя по их информации, наш путь должен был продлиться целых пять часов. Но, то ли правильно выбрали время отъезда, то ли сказался будний день – в общей сложности на границе мы пробыли примерно час. Как  поняли позже, столько же времени, чтобы пройти таможню, понадобилось и нашим друзьям, поехавшим на машине. На казахстанской стороне таможни нас сразу встретила целая скульптурная композиция из лошадей – ведь мы уже в стране, отождествляющейся  со степями и кочевниками.  Изображения и скульптуры коней, барсов и других животных сопровождали нас потом практически всю поездку.

Билеты на автобус до Костаная на двоих (в одну сторону): 1530 руб. На машине:  страховка  - 1300 руб., бензин (70 л) – 4 тыс. руб.

 

Продолжение следует...

 

Александра Смоленская

 

 

Прочитано 253 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика