Сегодня: 18:51, 11 ноября 2025

Боевые подруги: «Мессер» гонял меня полчаса»

16:23 Четверг, 17 июля 2025 0

Лидия Ивановна Позина, гвардии старший сержант медицинской службы (26.12.1920 - 12.03.2006).

Награды: «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После окончания войны была награждена медалью Георгия Жуков», орденом Отечественной войны ⅠⅠ степени, отмечена юбилейными медалями.

     Лидия Ивановна родилась в селе Тимофеевка Еткульского района Челябинской области. В 1939 году окончила Троицкое педагогическое училище, работала в детском саду воспитателем. После войны продолжила работать с детьми.

    Из воспоминаний Лидии Ивановны:

    «Хочется вспомнить добрым словом сандружинниц нашего города. В свое нерабочее время они готовили помещения под расположение госпиталей. До кровавых мозолей стирали обмундирование раненых бойцов. Ночами дежурили у кроватей тяжелораненых, а утром опять шли на смену. Ходили на курсы медсестер, еще успевали и сбегать в военкомат – просились на фронт. Я тоже окончила двухмесячные курсы, и в сентябре 1941 года уже попала в санитарный поезд №55. Мне дали два вагона – общий и для тяжелораненых, а в помощь - одну сандружинницу. Успевали всех кормить, перевязывать, ночами дежурить возле «тяжелых», пока они не были отправлены в тыловые госпитали.

Но еще труднее стало работать, когда поезд перебросили в Среднюю Азию. Мы забирали раненых с пароходов из Красноводска и перевозили в среднеазиатские города. Стояла сильная жара, мы перевязывали бойцов в общей перевязочной, и раны у многих были старые, загнившие. Были случаи, когда медсестры падали в обморок, поэтому мы менялись каждые полчаса.

  Вскоре наш поезд снова был переведен на запад. Мы вновь забирали раненых, переправляли по Волге из Сталинграда в Саратов, Куйбышев. Здесь были свои сложности: раненые поступали с первичной повязкой, порой сделанной их товарищами. Однажды к нашему поезду прицепили несколько товарных вагонов с наскоро установленными печами и полками. Они были загружены легкоранеными с первичными повязками. На обслуживание этих вагонов послали меня. Я выбрала себе помощников, и, пока мы ехали до Саратова, бегала из вагона в вагон проверить состояние бойцов и их повязок – не кровят ли. По дороге сдала раненых в госпитали и практически на себе перенесла в основной состав 15 человек для оказания срочной медицинской помощи при осложнениях. За этот трудный рейс меня представили к награде – медали «За боевые заслуги». Вскоре наш поезд был отозван в свое депо г. Москвы, где его расформировали из-за вышедших из строя вагона-электростанции и санитарного блока. И тогда я написала заявление – попросилась на фронт, в действующую армию.

photo 2025 07 14 10 05 04

    Я попала в 3 гвардейский Котельниковский танковый корпус, в 73 отдельный разведбатальон санинструктором. Когда мы прибыли в часть, она стояла на формировании после боя. Профиль моей работы изменился: утром проводили ежедневный санитарный осмотр, дежурили на кухне, заливали витамины в готовую пищу. Вскоре нас перебросили на фронт. Мы принимали участие в боях на Курской дуге. Перед боями велась непрерывная разведка, группы разведчиков уходили по заданию каждый день. Пришлось и мне дважды сходить с ними. В первый раз, хоть и было страшновато, сходили удачно. Во второй раз задание тоже было выполнено, но один боец подвернул ногу. Пришлось ему возвращаться – позднее оказалось, что у него была трещина кости. При возвращении группа была обнаружена, и другого бойца ранило. Перевязала его в воронке, а вылезать из нее было страшно – враг не прекращал обстрела. Смогли выбраться только тогда, когда наши открыли ответный огонь. Со временем, как бы это странно ни звучало, я обвыклась.

  Там же пришлось воевать вместе с пехотой. После форсирования Днепра попала в госпиталь с ревматизмом. Корпус наш был переброшен на другой участок, и я отстала от своих, да еще меня пугали отправкой в тыл. Но молодой организм взял свое, опухоли суставов прошли. В госпитале лежала врач из штаба армии, ей была нужна медсестра, и она меня взяла. Я всегда находилась с оперативной группой и на наблюдательных пунктах.

    Воевали на 2 Украинском фронте и дошли до Румынии. Затем нас перебросили под Минск. Освобождали Минск, Каунас, Вильнюс. Участвовали в освобождении Кенигсберга. Закончили войну в Германии, в г. Штеттене. Попадали в переплеты и со штабом. В д. Журовке немецкие танки прорвались к наблюдательному пункту. Хорошо, что рядом, в резерве, стояли танки 29 корпуса. Много было всяких «приключений» на войне. Все забылось – и названия сел, и даты. Однажды, еще в разведроте, меня гонял «мессер» с полчаса. Меня уберегла канава и то, что я была одна, без раненого.

25 марта 1985 г.»

Записала Наталия Сорока

Фото предоставлены городским архивом

Прочитано 194 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

 100х100 мм

 

 БВП 900Е1320

 

 obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика