Сегодня: 20:30, 21 апреля 2025

Любовь, голуби и Троицкая ГРЭС

13:06 Пятница, 11 апреля 2025 0

Есть люди, имена которых тесно связаны с историей предприятий. Когда речь заходит о Троицкой ГРЭС, многие ассоциируют ее с Михаилом Ивановичем Синеоком. Электростанция стала для него не только трамплином для достижения профессиональных высот, но и настоящей школой жизни. Впрочем, обо всем по порядку. Мы попросили Михаила Ивановича рассказать о себе.

Детство, юность и мечты

   – Я родился в 1943 году. С родителями, братьями и сестрами все было не так-то просто. И для мамы, и для отца этот брак был не первым. У отца в первой семье было пятеро детей. Мама вышла за него вдовой с двумя ребятишками, которые умерли еще до моего рождения: брат трагически погиб, сестренка умерла от скарлатины. А потом родился я. Жили мы на железнодорожном разъезде «Край», расположенном на границе с Казахстаном, в трех километрах от поселка Бугристое. В 1950 году пошел в школу в поселке Золотая Сопка, где проучился два года. Третий класс у нас был, можно сказать, сборный – экзамены за четвертый мы сдавали уже в школе, которая находилась в районе поселка Бурумбай. В пятый класс я пошел в школу-интернат для детей работников железнодорожного транспорта. Когда окончил 6 классов, родители переехали в поселок Золотая Сопка. Мой сводный брат Николай Иванович пришел с фронта, второй, Дмитрий Иванович, уже работал на Троицкой ГРЭС. Третий брат, Иван, служил в Таджикистане, где трагически погиб.

photo 2025 04 07 13 51 32 2

В 1957-1958 годы учился в школе №23 поселка ГРЭС, где уже вовсю шло строительство станции. Обучение в восьмом классе продолжил в вечерней школе поселка. Учеба меня особо не привлекала - я ведь уже с 1959 года пошел работать. Мой брат, Дмитрий Иванович, был бригадиром в строительном управлении ГРЭС. Он-то и устроил меня рабочим по ремонту железнодорожных путей. А заодно и взял к себе на квартиру. Объем работы был большой: за день надо было почистить примерно 40 железнодорожных переездов. Вскоре меня взяли в бригаду, которая меняла шпалы. В ней я проработал примерно два года. Решил выучиться на водителя. В 1961 году получил права, меня взяли водителем в «Южуралэнергострой». К тому времени на станции уже запустили первую турбину на 100 мегаватт. Строились вторая и третья, тоже «сотки». photo 2025 04 07 13 51 33

Год я возил на своем ЗИЛе-585 бетон, щебень, грунт. Тогда транспорт поставлялся, в основном, со строительства Южноуральской ГРЭС, откуда пришли и многие специалисты. А осенью 1961 года получил повестку в военкомат. Попал служить на Байконур, на целых три года. Нас, троичан, там было человек 90. В армии дослужился до заместителя начальника контрольно-технического пункта. Работали по суткам. Там же, на Байконуре, был электрорадиотехнический техникум, который готовил специалистов для космической деятельности. Мои сослуживцы-земляки вынашивали планы о том, что будут делать после демобилизации, многие готовились в Свердловский юридический. И тут я тоже понял, что надо наверстывать упущенное, ведь у меня на то время не было даже  аттестата средней школы. В нашей воинской части была хорошая библиотека. Я стал брать книги, учебники, заниматься. Поговорил со своим командиром, сдал экзамены в Байконурский техникум, и командир, войдя в положение, перевел меня служить на автомойку. В части было 500 машин. Так я смог ходить на занятия каждый день. Но у меня была мечта – окончить Миасский автомобильный техникум, куда я отправил документы, и меня туда тоже приняли.  После окончания службы со справкой на руках о сданных на Байконуре экзаменах по отдельным предметам, я приехал в Миасс, но узнал, что отчислен из-за непосещаемости.

    Возвращение

   Михаил Синеок вернулся в Троицк и начал искать работу. Водителем работать больше не захотел. Это был 1965 год. На станции запустили уже четвертый, самый мощный, энергоблок на 300 мегаватт.  Михаил услышал, что идет набор рабочих на пятый энергоблок, и вернулся на станцию попытать судьбу. К тому времени уже поступил продолжить учебу в местном энерготехникуме. От начальника котлотурбинного цеха №2 (КТЦ-2) Анатолия Чудинова, куда пришел устраиваться дежурным слесарем, он услышал: а учебу в техникуме не забросишь? Поклялся, что не бросит. photo 2025 04 07 15 33 19

   – Хотя мне было нелегко: на Байконуре нам не преподавали черчение, а здесь его надо было знать. Пересдавал я этот предмет раза три, не меньше. К концу 1966 года сдал все производственные экзамены и стал машинистом-обходчиком КТЦ-2. Через четыре года получил диплом и работал старшим машинистом цеха по котельному оборудованию. На этой должности я проработал до 1977 года. В трудовой книжке у меня есть запись о работе на Троицкой ГРЭС: с 1958 года и по 2005 год.

 В 70-е годы Михаил Синеок получил свои главные трудовые награды: в 1972 году -  орден Трудового Красного Знамени, а в 1976-ом - орден Ленина.

 – Михаил Иванович, расскажите подробнее, за что вас наградили орденом Ленина, ведь это была очень высокая по тем временам награда?

  – В советское время, когда на предприятиях повсеместно проводились соцсоревнования, очень важное место отводилось экономии ресурсов. В то время я работал в КТЦ-2 старшим машинистом. У нас было 4 блока, на каждом по 5 машинистов. Блоки, котлы – они все разные по управлению. Мы брали соцобязательства по экономии топлива. Чтобы выбрать оптимальный режим, позволяющий эффективно работать и, в то же время, экономить, нужно было хорошо знать оборудование и уметь им пользоваться. У меня для этого были и практический опыт, и знания.  Вот за это меня и наградили, хотя это был коллективный труд, но у меня показатели по экономии угля были выше, чем у других. photo 2025 04 07 13 51 30

   – Что было дальше?

  – Через какое-то время я стал старшим инженером ПТО по наладке энергооборудования, где проработал еще три года. Это были для меня самые хорошие времена. А потом руководство предложило возглавить отдел материально-технического обеспечения (снабжения), где проработал почти 10 лет.  В 1990 году стал заместителем директора. Не скрою, сначала приходилось тяжело, ведь нужно было взаимодействовать как с главным бухгалтером предприятия, так и со всеми начальниками цехов и отделов, а в финансовой сфере я не был силен. Сейчас уже можно признаться, что вначале иногда даже не понимал, что подписываю – бухгалтер мне объясняла. Со временем не просто вошел в тему, но и научился анализировать данные: сколько получили угля, сколько сжигаем...Мне приходилось ездить то в Свердловск, то в Москву, к высшему руководству, и не хотелось попадать впросак от разных вопросов. Надо было быть подкованным по максимуму.

     – Михаил Иванович, но, помимо вашего большого трудового пути на Троицкой ГРЭС, вы еще успели и главой города поработать. Как это вообще произошло? Многие эту историю связывали именно со станцией, с тем, что энергетики тогда решили взять власть в городе в свои руки. Можете ли сегодня приоткрыть завесу тайны тех лет? photo 2025 04 07 13 51 31

    – Это был 2000 год. Тогда директором АО «Троицкая ГРЭС» стал Петр Борисович Мидлер, человек с трагической судьбой. И еще он был человеком, который во главу угла всегда ставил благополучие своего предприятия. Это были времена, когда в нашей отрасли началась реорганизация, и все энергетические предприятия освобождались от непрофильных активов. В нашем случае речь шла о целом поселке ГРЭС, который нужно было передать на баланс муниципалитета со всеми его объектами. Но дело двигалось с большим скрипом, тогдашняя администрация города не очень-то хотела получать такой весомый и хлопотный «довесок» в свое хозяйство и выдвинула ряд условий, для нас не совсем выполнимых. Вот тогда и возникла мысль побороться за кресло мэра и энергетикам. Работники примерно двадцати цехов собрались, чтобы выдвинуть кандидатуру, которая бы составила достойную конкуренцию действующему на тот момент градоначальнику, и 90 процентов проголосовали за меня. Позднее, узнав, что прошел, вначале почувствовал смятение: справлюсь ли, ведь это совсем другая работа, а мне уже 62 года? Но чувствовал, что силы еще есть. Мне помогала команда, большей частью состоявшая из прежних, опытных сотрудников администрации, которым я благодарен до сих пор.

Благодарен судьбе

 – Чем вы занимаетесь сейчас?

 – У меня есть две большие страсти. Первая – голуби. Любовь к ним передалась от отца. Сейчас у меня более двухсот особей, и их я знаю «от» и «до». Это чисто троицкие породы. В 90-е, вместе с другими активными голубеводами, я задался целью восстановить местные породы голубей. В городе были пять пород, и как, откуда они появились – никто не знает. Для этого мы пригласили - и я оплатил поездку - в наш город экспертов, вместе с председателем Общества голубеводов Советского Союза. Они оценили голубей по стандартам, оформили на каждую породу паспорта. С 1950 года птиц у меня четыре раза воровали. Но я все восстанавливал по новой.

Отец передал мне и любовь к пчеловодству. Пацаном я особенно любил вырезать соты с медом. Самостоятельно пчеловодством занимаюсь с 80 годов и до сих пор. Держу 50 пчелосемей. photo 2025 04 07 15 33 20

  – Как вы познакомились со своей женой – Лидией Григорьевной? Вы ведь, насколько мне известно, с ней прожили 57 лет?

  – Когда мы призывались все из Троицка в армию, с нами был и муж ее родной сестры Нины – Володя. Он был на полтора года старше меня. Мы служили в одной роте. Как-то в части прошли соревнования, и Володю наградили книгами. Мне повезло, и одним из первых я получил отпуск домой. Володя попросил меня отвезти эти книги и передать родителям. Когда я пришел к матери Владимира, то впервые там и увидел Лиду – его свояченицу. Девушка мне понравилась, но она вела себя очень сдержанно. А когда мы отслужили и стали встречаться чаще, тогда между нами и возникло чувство. Через 10 месяцев сыграли свадьбу.

    У нас два сына и внучка. Евгений восстанавливает народное хозяйство Мариуполя. Александр живет в Москве, занимается проектной деятельностью, и она тоже касается ДНР. Внучка, Наташа, два года назад окончила МГИМО и трудится в сфере московских сервисов.

     Михаил Иванович и сам трижды отправлял уральцам - бойцам СВО- помощь: мед, палатки, теплое обмундирование. Всего в этой жизни он добился сам. Но на прощанье все же заметил, что благодарен судьбе за все, что она ему дала.

Беседовала Наталия Сорока.

На фото: с коллегами на первомайской демонстрации (в советское время); на отдыхе в Сочи с семьей в 1982 году; с  первой в мире женщиной-космонавтом, Героем Советского Союза  Валентиной Терешковой на Байконуре (2006 год).

Фото из семейного архива М.И. Синеока.

Прочитано 647 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

газета Вперед

Военная служба по контракту 100х100 мм

 

 

 

БВП 900Е1320

 

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика