Сегодня: 17:09, 08 ноября 2025
На фото: В. Ф. Лазаренко вручает символический ключ заведующей детским садом, построенным для детей работников дизельного завода. На фото: В. Ф. Лазаренко вручает символический ключ заведующей детским садом, построенным для детей работников дизельного завода.

Владимир Лазаренко: «Начальство ругало, люди благодарили»

09:00 Суббота, 08 февраля 2025 0

Жители советского Троицка наверняка знают и помнят этого человека. С 1975 и по начало 2000-х Владимир Федорович Лазаренко возглавлял главное в городе, да и далеко за его пределами, строительное управление – «Троицкпромстрой».

Это руками его работников были построены значимые объекты города, предприятия, детские сады, учебные заведения, включая основной корпус ветакадемии, возведены новые пятиэтажки для троичан. Мы решили встретиться с Владимиром Федоровичем и вспомнить, как это было. Тем более, что недавно от отметил 85-летний юбилей. А вначале небольшая предыстория.

– Я родился 24 января 1940 года в поселке Глушково Глушковского района Курской области. Эту территорию теперь захватили бендеровцы, – горько вздыхает Владимир Федорович. – Помню кое-что из своего детства. В те военные годы мы жили на оккупированной территории: нет, не под немцами, а под их венгерскими союзниками – «мадьярами». К счастью, поселок наш они не тронули. Отца забрали на фронт. Перед этим он вырыл нам в земле траншею, чтобы мы в нее прятались. Еще у нас был погреб, куда перенесли детскую кроватку. Оккупанты жили в нашей хате. В семье нас было много: бабушка, мама, тетя-инвалид и нас трое - сестра с 35-го года, я с 40-го и брат с 41-го... Помню, целыми днями летом пропадали на речке, кормились на лугу: ели щавель, скороду, картошки возьмем с собой, испечем в костре – вот была еда... Набегаешься босиком, придешь домой, а есть все равно охота. Бабушка нас тряпкой отшлепает, чтобы не просили, а сама плачет – дать-то нам нечего... Помню, что пол в нашей хате был земляной. Отец вернулся с фронта в октябре 45-го.

На фото: коллектив кожгалантерейного комбината во главе с директором Н. А. Черепковым благодарит работников строительного управления за построенный для них многоквартирный дом, вручив в качестве подарка большой чемодан.

После войны я окончил семь классов с похвальной грамотой. Летом, вместе с другими пацанами, пас коров. В 1954 году поступил в Курский строительный техникум на специальность «Техник-строитель», а потом, по распределению, меня направили в Управление строительства Уральского военного округа. Надо заметить, что из техникума я вышел с третьим разрядом штукатура и третьим разрядом каменщика. Одно из отделений нашего Управления находилось в Челябинске, где мне дали направление на строительный участок г. Чебаркуля. Работал сначала каменщиком, потом, в январе 1959 года, перевели в Троицк, мастером на участок. Именно тогда, в военном городке «на горке», мы заложили первый в городе четырехэтажный жилой дом. Спрос за качество был серьезный. Там я проработал почти год, в душе надеясь, что смогу еще вернуться в свою родную Курскую область. Начальство не хотело меня отпускать. Вскоре получил повестку в военкомат. Служить попал в строительный батальон, на возведение военных объектов в Челябинской области. До этого, в Троицке, на танцевальной площадке поселка жиркомбината познакомился с девушкой. Она работала на кондитерской фабрике сортировщицей печенья. Пока я служил, Нина, впоследствии ставшая моей женой, училась в институте. В выходные я мог приезжать к ней. Демобилизовавшись в декабре 1962 года, вернулся в Троицк. А в феврале 1963 года мы поженились и прожили с Ниной Викторовной 51 год. Теперь ее уже нет, так же, как нет дочери и сына, преждевременно ушедших из жизни.

После армии передо мной сразу встал вопрос трудоустройства. Увидев, как на Комсомольской площади закладывался новый жилой дом, я отправился в строительное управление. Там меня приняли на работу мастером с ежемесячным окладом в 129 рублей. Но перед этим устроили настоящий экзамен, который я выдержал, ведь к тому времени уже отработал на стройке пять лет.

Моими первыми объектами в качестве мастера были школа слабовидящих детей, котельная дизельного завода – предприятие в то время отапливалось стоящими на территории паровозами. Потом мне дали самостоятельный объект – базу мехколонны №2, до этого располагавшуюся в вагончиках.

Владимир Федорович, рассказывая о «своих» объектах, вспоминает, что первый выговор получил при строительстве городских водозаборных сооружений.

– Оказалось, что этот объект уже начал строить «Промстрой», и дела там шли неважно. Вот я, как мастер, и попал сразу под раздачу, ведь надо было кого-то наказать.

* * *

Там, где сейчас располагаются второй и пятый городские микрорайоны, в советские годы были огороды и пустырь. На нем и начали возводить новые жилые дома для троичан.

– Заказчиков было много: мехколонна, дизельный, станкостроительный, электромеханический заводы и другие организации. К 1973 году работы было невпроворот. У предприятий на тот момент были большие средства на социальное развитие, в том числе, строительство жилья для своих работников. Сейчас кто-то говорит, что это были застойные годы. Какие застойные? В некоторые годы сдавали до 18 тысяч квадратных метров жилья – это четыре многоквартирных дома. Мы не успевали осваивать средства. При этом у нас были 12 субподрядных организаций. Вместе с этим продолжалась и моя карьера: мастер, прораб, начальник участка...

Из-за того, что наше управление не справлялось с объемами, было решено организовать еще одно – «Троицкспецстрой». Два года я проработал его начальником, – вспоминает мой собеседник.

Позднее, в 1975 году, Владимир Федорович вернулся в родной «Троицкпромстрой», возглавив уже его. «Управление стало набирать темпы в работе, выполнять планы, вовремя сдавать жилье и промышленные объекты. Появилась прибыль, тринадцатая зарплата. Трудно порой бывало подчиненным со своим начальником – уж больно он был горяч, но, когда Владимир Федорович уходил в отпуск, отсутствие чувствовали все и ждали его возвращения», – писали про него в газете.

Сам он вспоминает это время так:

– На тот момент у нас трудились до 700 человек. Контингент был разным, в том числе, и условно осужденные. Построили внушительную собственную базу: у нас были свои цеха – арматурный, железобетонных изделий, асфальтовый завод, котельная, автобаза, ОГМ...Мы работали не только в Троицке – в Октябрьском районе строили здание горкома партии, молокозавод, в Еткульском – птицекомбинат, в поселке Красногорском – свинокомплекс. Плюс оказывали шефскую помощь селу – там тоже строили. Несколько важных объектов возвели в подшефном Шантарино. Всем нашим заказчикам нужно было осваивать выделенные средства, иначе в следующий раз их не дадут. Все приезжают, кричат, нервничают, чего-то требуют от нас...То же самое было и на аппаратных совещаниях в горисполкоме, где присутствовали все городские руководители. Меня постоянно «воспитывали»: почему не освоены деньги? Я объяснял, что у нас показатели нормальные, выработка выше, чем была, но не хватает материалов, а во время уборочной кампании остается всего лишь два самосвала – все остальные машины в полях. Область тоже требовала освоение средств и соблюдение сроков сдачи объектов. То же самое спрашивали и на бюро горкома КПСС. Дошло до того, что я на этой почве получил нервный срыв. На короткое время пришлось оставить работу, на мое место поставили другого. Но потом сказали: хватит болеть, выходи! Короче говоря, должность моя была «расстрельной», но зато, когда сдавался очередной жилой дом, люди подходили ко мне и чуть ли не со слезами на глазах благодарили. А какие чудесные люди работали в нашем управлении!

Владимир Федорович с теплой улыбкой вспоминает и перечисляет фамилии начальников участков: Г. В. Урсов, Г. А. Гайнуллин, А. Г. Сиваков, П. А. Рабец, П. И. Хлуденев; бригадиров: И. Н. Зильмухаметов, И. А. Прокопов, П. П. Ходунов, П. С. Тюменцев; отделочниц – бригадиров штукатуров-маляров А. К. Кислова, А. П. Тонуляк, Т. А. Белая, Р. А. Короткова, Т. Черданцева.

– Труд этих женщин можно назвать героическим, – замечает собеседник. – Они работали в холодных помещениях с сырой штукатуркой, с удушающим запахом краски, красили, клеили бумажные обои... Вспоминаю добрым словом и нашего экстра-каменщика Алексея Степановича Тупикова. Это его гвоздика, олень, сапожок изображены на фасадах жилых домов. Кирпичи он выкладывал, буквально вися головой вниз. Большую благодарность заслужили и инженерно-технические работники-ветераны, такие, как Владимир Сергеевич и Лидия Константиновна Сыпачевы, Николай Федорович Кузьминов, Нурия Ахметовна Абжалимова, Валерий Васильевич Галатов и другие. Много хороших слов можно сказать и о медработнике нашего управления - Галине Васильевне Мордвиновой... Всех перечислить очень трудно, но я помню практически каждого.

Стоит ли говорить, что в то время многие шли работать в «Промстрой» именно из-за жилья? У нас имелись два общежития, две «малосемейки» на 120 семей, четыре многоэтажных дома, два детских сада. Строители регулярно получали квартиры и за счет 10 процентов от готового жилья, предоставляемых заказчиками.

***
Уйдя на заслуженный отдых, Владимир Федорович Лазаренко не смог сидеть дома, сложа руки. Вместе с опытными специалистами сельского хозяйства: Николаем Николаевичем Совковым, Юрием Александровичем Колобковым, Анатолием Ермиловичем Шипиловым, Алексеем Ивановичем Науменко они создали в поселке Шантарино одно из лучших сельхозпредприятий Троицкого района – ООО «СиЛАЧ», признанное коллективом высокой культуры земледелия.

– В прежние годы получали до 20 миллионов рублей прибыли. В прошлом году – немногим более миллиона, – сокрушается он. – А все из-за роста цен на ГСМ, химикаты и другие расходники, которые многим фермерам стали не по плечу. Очень я переживаю за сегодняшнее состояние сельского хозяйства, испытывающего дефицит молодых кадров. Ведь наше здоровье пошатнулось, и так хочется передать свое дело в надежные руки. А молодым это не интересно – все рвутся в город. А ведь у нас вся техника новая, все заработанное вкладывали в развитие производства...

Наталия Сорока.

Фото из семейного архива В.В. Лазаренко

Прочитано 698 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

 100х100 мм

 

 БВП 900Е1320

 

 obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика