Сегодня: 17:29, 08 ноября 2025

Кто поджег дом «Федича»?

19:09 Среда, 29 мая 2024 0

Эти развалины на улице Володарского, недалеко от  центрального входа в городской парк культуры и отдыха, для некоторых стали живописным  фоном для фотосессии. 

Разрушенные стены, арочные ворота, старинная кирпичная кладка – все это как будто сошло с экрана, на котором демонстрировался фильм о купеческом прошлом города. Многие, проходя мимо этого места, интересуются: что же это за дом, кто в нем жил раньше и почему это, явно  историческое здание, в таком состоянии? Мало кто знает, что именно здесь некогда проживал Федор Сыромолотов – создатель троицкой подпольной большевистской организации. И что наш город в начале XX столетия был одним из центров революционной борьбы на Урале, куда отправляли в ссылку многих социал-демократов.  

«Первые ласточки»  революции

 Первым печатным изданием троицких революционеров, выходящим легально, была ежедневная общественно-политическая уездная газета «Зауралье». Ее издавал в 1906 году политический ссыльный Павел Зиссер. Завуалированно, а иногда и открыто, газета критиковала  существующие порядки,  заявляла о том, что скоро грядут перемены.  38-ой номер стал ее последним  выпуском. Павел Зиссер был заключен в крепость. По распоряжению губернских властей, взамен «вредного» «Зауралья» начали выходить «Троицкий вестник» и «Троицкий листок объявлений». Редактировал их и издавал тоже политический ссыльный Х.Ш.Сосновский – владелец типографии «Энергия», располагавшейся в нынешнем здании Государственной аптеки, что на углу улиц Разина и Советской. Сейчас, на стене пристроя, висят  две мемориальные доски, напоминающие о событиях тех лет.

 4 декабря 1908 года «Троицкий вестник» был  реорганизован в уездную экономическую и  общественно-литературную газету «Степь».  Ее редакция располагалась на втором этаже здания. Первый номер газеты сразу же показал боевой дух и  направленность издания. В жестокую столыпинскую пору газета писала: «Страна наша велика и обильна, а порядка в ней нет...» К сотрудничеству в «Степи» приходят прогрессивно настроенные журналисты - большевики: Т. Д. Дерибас, Я. В. Аппельбаум, С. М. Цвиллинг. Авторитет и влияние газеты росли день ото дня.

 В 1912 году, по заданию большевистской газеты «Правда», из Петербурга в Троицк приезжает опытный революционер, поэт, фельетонист Федор Сыромолотов («Федич»). Устроившись в редакцию секретарем, он проводит большую работу по возрождению в городе нелегальной социал-демократической партии  (РСДРП), фактически становится редактором газеты. Почти в каждом номере выходят его статьи, стихи, фельетоны под псевдонимами «Зигзаг», «Нил Артельный», «Тит Подкузьмихин». Позднее к журналистам газеты присоединяются новые ссыльные: «правдисты-ленинцы» Лев Сосновский, Дмитрий Одинцов.  Из Екатеринбурга, газеты «Уральская жизнь», в  Троицк приезжает  Самуил Цвиллинг. Редакция становится центром революционного подполья, и  летом 1915 года по распоряжению оренбургского генерал – губернатора  Сухомлинова «Степь» закрывают как принявшую «крайне вредное направление». Уже через три месяца, под давлением прогрессивной общественности и усилий большевиков, ее выпуск возобновляется.

«Федич»

  Фёдор Сыромолотов прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Его биография не имеет аналогов во всей истории уральского подполья. Начало его революционной карьеры пришлось на 1890-е годы, и вплоть до 1917 года он сумел сохранить высокий статус в партийной иерархии социал-демократов.  Без потерь для своей репутации ему удалось пройти годы Большого террора, сохранив свое имя в  истории революционного подполья

Из автобиографии:

   «Я родился в 1877 г. 1 мая в г. Златоусте Уфимской губернии. Отец мой был  старшим рабочим на Златоустовском заводе в большом прокатном цехе. Мы жили в бедности. Отец выпивал. Мне пришлось с 11 лет отчасти кормиться на свой счет. Я быстро постиг, благодаря отцу, грамоту и одновременно с учением в народной школе уже писал прошения, письма и зарабатывал в семью малую толику, летом же торговал вразнос чужими булками.
  Учился в народной (заводской) школе и перешел в городское училище. Учился очень хорошо, получал похвальные листы и награды. Городское училище кончил в 1892 г. и поступил на завод. Окунувшись в заводскую жизнь и задумываясь над тяжелой горемычной жизнью своей семьи, решил учиться дальше и поступил на казенный счет в уральское горное училище в Екатеринбурге. Зимой учился, а летами работал на заводе в Златоусте  и на золотых приисках около г.Челябинска. В годы 1894-1898 принимал активное участие в рабочем движении в Златоусте и в Екатеринбурге.
По моей инициативе группа учащихся Уральского горного училища, частью с гимназистами и реалистами, в это время уже вплотную отдавалась революционной работе.

  В 1901 г. я стал секретарем общества уральских горных техников, что дало возможность иметь удобный пункт связи по революционной работе нашей партии на Урале. Во время революции 1905 года  состоял в Екатеринбурге начальником сводной боевой дружины: нашей, эсеровской и анархистской.  Частые допросы, обыски, угрозы выслать заставили меня бросить службу на заводе и уехать в Москву в январе 1905 г. Пробыв там до апреля, я вернулся в Екатеринбург, где поступил секретарем общества уральских техников, и с этого момента моя квартира была нашим штабом. В марте 1906 года арестован и привлечен по делу Екатеринбургского комитета РСДРП, в ноябре 1906 освобожден до суда на поруки. Уехал в Самару, а затем в Петроград.

Врезка: За время работы в подполье побывал во многих городах России, Берлине, Париже, Варшаве, где выполнял задания партии. Становился организатором и ответственным редактором многих агитационных изданий. Дважды был арестован.

  В ноябре 1912 г. моя жена была раздавлена автомобилем насмерть, и после этой катастрофы в личной жизни товарищи уговорили меня  взяться за газету "Степь" в г.Троицке Оренбургской губернии. В "Степи" была возможность проводить в газетном отношении частично нашу политику. Здесь была введена по связи с челябинскими товарищами основательно рабочая страховая кампания, в результате чего проводили везде наш устав.

  Это помогло плотнее сорганизоваться небольшой группе большевиков: Петров, Гогия (ж.-д. рабочий), Шамшурин (типографщик). Однако, жандармы и казачье начальство, разжевав направление "Степи", стали давить. Я бросил работу в "Степи". Стал директором приуральского горнопромышленного бюро, задачей которого была разведка полезных ископаемых и организация горнопромышленных предприятий.  

  Февральскую революцию пережил в Петрограде. В 1917 году стал секретарём Троицкого комитета РСДРП. К Октябрьскому перевороту в Троицке и уезде нами была распропагандирована значительная группа казаков, главным образом, фронтовиков.

  Накануне дутовского восстания (зимой 1917 г.) я был отозван Уральским областным комитетом  партии для работы в Екатеринбурге. Уже в это время при новой поездке в Троицк воевал с казаками, пережив первые дни активных действий вместе с Блюхером, Елькиным и др.
  В 1918 г. в сентябре отозван в Москву, назначен заместителем Наркома финансов на Урале, а после занятия Урала Колчаком работал в Москве членом коллегии комитета. В апреле 1919 г. был вместе с тем назначен членом президиума Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) до мая 1921 г.»

 С 1930 по 1938 годы Ф.Ф.Сыромолотов занимал ряд партийно-хозяйственных должностей. С 1943 года работал в Институте технико-экономической информации Госплана СССР. Умер в Москве в апреле 1949 года.

«Пожар обнаружил случайный прохожий»

  В нашем городе  в память о героическом революционере на доме, где он проживал,  по улице Володарского, 20, установили   мемориальную доску.  В 2016 году в этом доме случился пожар. Вот что говорится об этом в официальных сводках и в публикациях СМИ: «В 13 ч. 01 мин. поступило сообщение о пожаре в неэксплуатируемом здании, по адресу: г. Троицк, ул. Володарского, 20. В результате пожара повреждено перекрытие 20 кв. м., кровля 20 кв. м.  По предварительным данным, пострадавших нет. При тушении пожара были задействованы от МЧС 4 ед. техники и 18 человек. Пожар обнаружил случайный прохожий. Причина возгорания устанавливается, но, вероятнее всего, это поджог. В последнее время в доме никто не проживал».    По некоторой информации, старинная постройка была признана ветхоаварийной и всех жильцов из нее переселили. С того времени дом стоял фактически заброшенным.

Наталия Сорока.

С использованием открытых источников.

Прочитано 707 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

 100х100 мм

 

 БВП 900Е1320

 

 obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика