Нам помогала тетя Зайтуна
«Алли-балли ита ул» – пела колыбельную песню над люлькой первенца Ахмета Нагима, наша бабушка. Выдали ее замуж за купца Иманаева, чей дом стоял на перекрестке улицы Нижегородской (ныне Советской) и Николаевского переулка (ул. С. Разина).
Лавка была рядом с домом, где торговал тумаковской мукой Энще-Гали (мучник Гали), ее муж. Еще двух сыновей подарила справная жена мужу – Исмагила в 1909 году и Исхака в 1911-ом. Сыновья ходили в медресе, вместе с отцом читали стихи. В 1912 году Гали встречался с народным поэтом Габдуллой Тукаем вместе с молодежью Троицка в городском саду.
С рождением дочери Зайтуны в 1917 году прибыл в южноуральский Троицк «летучий отряд» революционных солдат мичмана Павлова, чтобы установить навсегда в городе советскую власть. Мучника Гали расстреляли, дом отобрали. Моя бабушка Нагима перевела четверых детей на свою фамилию – Тухватуллины. Купила за 1,5 пуда муки хибару в Мещанском переулке (пос.Амур). Умерла в 1929 году, похоронена на амурском мусульманском кладбище.
Сын, Ахмет, женился на Кабировой Сакине с ул.Крахмалева. Сняли квартиру в подвале у Баязитовых на ул. Советской. Родились три дочери – «цветочная клумба»: Розалия, Резеда и Лилия, и сынок, умерший в младенчестве. Ахмет работал на мясокомбинате, посещал татарский театр. Спектакли ставили в Доме культуры.
Сестра Зайтуна училась в Троицком медучилище и жила в каморке брата.
В город пришла война. 36-летнего Ахмета мобилизовали. Дочерей он оставил на попечение младшим братьям. Фельдшер Зайтуна Тухватуллина (в замужестве Буканаева) была зачислена в штат одного из семи госпиталей, открывшихся в тыловом Троицке. Ее кровать на квартире у снохи часто пустовала - Зайтуна сутками дежурила в госпитале. Сдавала кровь и приносила племянницам белый хлеб, сливочное масло, сахарин – паек донора.
Встретили Победу 9 мая 1945 года на рабочем месте. Девушки встречали с фронта своих женихов, женщины – мужей, вечерами бежали в горсад на танцы. Только Ахмет не вернулся. В энциклопедии Троицка написано, что погиб сержант Тухватуллин в Польше 6 марта 1945 года, в возрасте 40 лет, не дожив до Победы 40 дней. Похоронен там же, в Гданьском воеводстве. Его имя есть на городской стене памяти. Доходили ли до него весточки из дома? Не осталось даже фотографии фронтовика.
Наш отец умер рано, в 55 лет, нас у матери остались пятеро. Зайтуна с мужем помогали нам все годы: каждый месяц мы получали от них по 20 рублей (в 60-е годы это были хорошие деньги!), продукты, одежду. Пособия по утрате кормильца в то время не платили, а мама работала санитаркой в детской консультации.
Столько лет прошло, но память о тех годах осталась с нами!
Райса Абубакирова
На фото: тетя Зайтуна. Фото из семейного архива.
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».





