Птица для души
Сергей Булатов без заминки выдает название любой породы и утверждает, что каждый свой экземпляр знает в лицо, а точнее, в клюв. Утром, заходя в помещения к своим подопечным, здоровается с ними, разговаривает, иногда ругается... Кстати, назвать птичьи «дома» сараями язык не поворачивается: везде евроокна и евродвери, чистые подстилки и опилки, вентиляция и прочие «прибамбасы» для комфортного проживания кур, уток и гусей.
-Сегодня у меня семь видов уток, четыре – гусей и 32 – кур, – не без гордости поделился собеседник. – А еще буквально вчера привез двух павлинов, в ближайших планах – приобретение и разведение страусов эму. Это, можно сказать, моя мечта.
Глядя на 35-летнего Булатова, симпатичного и современного, сроду и не скажешь, что он человек весьма и весьма хозяйственный. Но, выросший в частном доме в поселке Южный (проще говоря, Бурумбайка), он с детства познал все тяготы (а, может, прелести) ухода за скотиной. Всегда в хозяйстве были корова, гуси, утки, индоутки и много-много кроликов. То есть, семья была обеспечена мясом, молоком, яйцом, сметаной… Любящий вкусно и досыта покушать, Сережа и профессию выбрал подходящую, став инженером пищевой промышленности. Работал шеф-поваром в кафе и ресторанах в разных регионах России; в системе РЖД; сейчас он – управляющий ДРК «Сан-Сити». Несмотря на плотный график и недавние частые командировки, молодой мужчина, оказавшись дома, первым делом идет в сарай (хозпостройки по-современному). Конечно, в его отсутствие есть кому управляться, ведь за всем зоркий глаз нужен! Выручает мама, Галина Васильевна, да тетушки, живущие тут же, на Бурумбайке.
-Вот, два инкубатора на днях получил, жду еще один, – рассказал Сергей. – В каждый можно одновременно заложить по 1500 яиц. Конечно, под них нужно отдельное помещение, поэтому занимаюсь пристроем комнаты только под инкубаторы. Выведение цыплят – та еще морока: аппаратуру нужно проветривать, следить за температурным режимом... Словом, делать все то, что положено курице, высиживающей яйца – вставать, гулять, кушать... А не дай Бог, электроэнергию отключат, так это вообще караул! Главное, в этот момент быть дома и успеть включить генератор – да, и его пришлось приобрести.
Птицей я увлекаюсь уже больше 20 лет, где-то с 7 класса. Успех поначалу был переменным, но в последние три года занялся этим вплотную. Птицу или цыплят привожу сам из командировок либо выписываю, и даже из-за границы – самолетом доставляют, сейчас и такое возможно. Самой первой моей «экзоткой» была русская хохлатая курица родом с Кубани. Самая редкая у меня порода – японская йогокама, у которой хвост до полутора метров. Ей, правда, пора уже кровь менять, но не могу пока в России достойных экземпляров найти. А, к примеру, ленточных гусей вообще нет в Челябинской области, а я их развожу. В Троицке очень мало птицеводов, но они есть. А ко мне покупатели приезжают отовсюду: Екатеринбург, Саратов, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург – да много откуда, не говоря уж о Южном Урале. Птица же у меня, в основном, декоративная, такую даже в квартирах держать можно. Конечно, развожу и мясные, и яйценоские породы, но все же больше экзотику, так сказать, для души.
Рассказывая о своих питомцах, Сергей буквально светится от счастья, потому что занимается любимым делом. Но оно, вдобавок ко всему, еще и очень хлопотное: что-то где-то постоянно течет или сыплется – нужно подремонтировать; ежедневно – уборка и кормежка по несколько раз; отдельная песня – корма. Питаются птички исключительно специализированной едой, которая стоит 1800 рублей за мешок (минимум). В день уходит четыре-пять мешков. Траву или какую либо «обычную» питомцам не дают: а вдруг, там какая-нибудь инфекция? А если добавить сюда витаминизацию всего поголовья, подножный материал, свет-тепло-канализацию-вентиляцию и ручной уход за всем этим «добром», то сумма содержания получается весьма солидная, если не сказать больше – огромная. Поэтому без продаж здесь никак не обойтись.
-Вот, например, одними из первых у меня были гуси холмогоры, - рассказал птицевод. – Из них вырастают огромные экземпляры - по 16 кг чистого веса. Купил яйца, из 40 штук вывелись всего два гусенка. Но я тогда не бросил, сделал еще одну попытку, уже у другого заводчика брал яйца. Выводок получился очень хороший, действительно, очень крупная порода. А дальше понеслось, в прямом и переносном смысле: понеслась птица и понесло меня в невероятно красивый декоративный мир. К примеру, индюшат будущих мне из Ставрополья самолетом доставляли, когда они еще летали повсеместно, каждое яичко – в отдельном контейнере, с соблюдением температурного режима. В настоящее время, конечно, тяжелее с доставкой – ведь груз скоропортящийся, но все равно находятся варианты. По весне продаю цыплятами. На каждый вид птицы у меня есть свои клиенты. Приезжают из Челябинска, Магнитогорска, Екатеринбурга, Омска, Тюмени… Можно сказать, что я совмещаю деятельность, так как у меня есть и декоративная птица, и съедобная. Но вторая тоже не простая, а из разряда редких и непременно особенных: либо они сильно «мясные», либо «яичные».
Как-то, года три назад, увидел в интернете курочек красивых, очень уж понравились. В сетях много разных групп на эту тему, я стал общаться, а вскоре и выписывать птичек отовсюду. У меня есть «выходцы» из Крыма, Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Гомеля (Белоруссия) и Киргизии. Иногда для птиц покупаю специальные железнодорожные билеты.
Сейчас у меня более 30 пород только кур! Среди них есть очень редкие, дорогие, но такие красивые, что глаз не оторвать! Например, кошамо, падуан шамуа, сибрайт, фризли. Кстати, фризли вообще редкость, они до недавнего времени были в России только у меня и в Саратове. Сейчас, благодаря мне и коллеге, их прибавилось в нашей стране. А еще прибавилось у нас и желающих разводить декоративную птицу, поэтому, как говорится, в свое время я «попал в струю». Да, были периоды неудач – большой падеж, некачественное яйцо, болезни... Но ведь отрицательный опыт – тоже опыт. Сейчас веду несколько групп в социальных сетях, делюсь советами и секретами, продаю и покупаю, и мне в этой сфере становится не только все интересней и завлекательный, но и появился бесценный опыт и возможность помогать другим.
Домой Сергей Булатов заходит только спать – даже ест буквально на ходу. А ведь существует еще работа, важная и ответственная. Многие считают, что увлечение птицевода – дело сверхприбыльное, но мало кто догадывается, насколько оно затратное – физически, морально и, конечно же, материально. Но, в первую очередь, в любом деле нужно желание. А оно у Сергея есть, поэтому все получается. И пусть так будет всегда!
Ксения ИВАНОВА.
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».