Отпускная пора продолжается!
Вот уже и макушка лета, но для многих отпускников летний отдых еще впереди. Для начала давайте вспомним все главное про сам отпуск.
Итак, по закону, за каждый полный год работы сотруднику полагаются не менее 28 оплачиваемых дней. График отпусков утверждается в конце предыдущего года. Отпуск можно разделить на части. Но одна из них должна быть не менее 14 дней. Оставшиеся — по согласованию с работодателем.
Неиспользованные дни не пропадают, а переносятся на следующий год. Если на время отпуска выпадает праздничный день, он в дни отпуска не засчитывается. При болезни работника во время отпуска период отдыха продлевается. Но если заболел ребенок, отпуск длиннее не становится. Дни отпуска оплачиваются с учетом среднего заработка. Работодатель должен перечислить отпускные за 3 календарных дня до его начала или раньше.
Отозвать сотрудника из отпуска по производственной необходимости можно только с его согласия. Принуждать выйти из отпуска досрочно или наказывать за отказ незаконно.
У вас есть право на отпуск в удобное время в следующих случаях:
– если вы – многодетный родитель или у вас есть ребенок с инвалидностью; если хотите отдохнуть до или после декрета; если берете отпуск за свой счет при рождении ребенка, у вас свадьба или если вы пенсионер, почетный донор;
– если отпуск по графику, но работодатель передумал, вы можете уйти в отпуск без предварительного его уведомления. Наказать и уволить вас за это нельзя;
– если дополнительный отпуск нужен для обучения — в даты, указанные в справке-вызове;
– если вы беременны и ушли в самовольный отпуск, рабочее место за вами сохраняется.
О нарушении права на отпуск можно сообщить через сайт онлайнинспекция.рф.
Какая регистрация на рейс лучше?
Сегодня можно зарегистрироваться на рейс двумя способами. Эксперты советуют выбрать регистрацию через интернет, если в аэропорту она платная или вы хотите заранее выбрать место, и если вам не нравится стоять в очередях или вы боитесь опоздать.
Как правило, онлайн-регистрация на рейсы начинается за 24 часа до запланированного вылета, а заканчивается прямо перед началом обычной регистрации в аэропорту - это 2 или 4 часа.
При онлайн-регистрации вас попросят проверить достоверность данных, ознакомят с перечнем запрещенных к проносу вещей, предложат дополнительные услуги типа места и питания и выпустят для вас электронный посадочный талон, который лучше скачать и распечатать.
Если у вас нет багажа, с электронным посадочным вы сразу можете идти на контроль и посадку. Если багаж есть — можете сдать его на специальной стойке. Если у вас билет на чартерный рейс, вы не сможете зарегистрироваться через интернет.
Регистрация в аэропорту. Выбирайте ее, если у вас есть негабаритный багаж или вы летите с животными; вы не можете по каким-то причинам зарегистрироваться онлайн или хотите наудачу бесплатно получить хорошее место. В большинстве случаев регистрация в аэропорту начинается за два часа до вылета и заканчивается за 40 минут. Уточнить время можно на сайтах авиакомпаний.
Лайфхак для лоукостеров (особенно «Победы»): приходите на стойку ближе к концу регистрации. Система распределяет места в самолетах не так уж и случайно, хорошие места у окон и в аварийных выходах занимают в последнюю очередь. Поэтому у вас есть шанс. При вылете из больших аэропортов стоит приезжать чуть раньше — за 3-2,5 часа, чтобы хватило времени и на таможенные формальности, прогулки по аэропорту. Если вы летите с животными, нестандартным или негабаритным багажом, лучше зарегистрироваться онлайн и повторно пройти на стойку.
В каких случаях можно вернуть билет? Если это предусмотрено вашим тарифом и если вы приобрели услугу «возврат билета» дополнительно — она есть у некоторых лоукостеров. Условия обмена или возврата указаны при покупке билета: читайте внимательно, когда его оформляете. Прежде всего, изучите тариф — как правило, у самых дешевых вариантов такой возможности нет, или сбор за такие операции превышает стоимость самого билета.
Вынужденный возврат. Вернуть даже невозвратные билеты можно в случаях: если рейс не состоится; самолет сильно задержали; вылет передвинули на неудобное время; вы не можете полететь из-за своей болезни или смерти близкого человека.
Если рейс отменен, вам должны предложить альтернативу или просто вернуть деньги. В случае с задержкой или переносом рейса вам еще нужно доказать, что этот вариант вас не устраивает: подойдут данные о брони отелей, билеты на концерты, медицинские справки и даже приглашения на торжества. Перед покупкой билета изучите, будет ли вообще смысл его возвращать. Если вы пока не определились или билеты нужны вам для визы — лучше доплатить за возможность возврата, чем отказаться от полета и ничего не получить. При обмене билета вас могут попросить доплатить разницу между вашим первым билетом и новым. В этом случае обмен может быть дороже, чем покупка нового билета.
По возможности, не затягивайте с изменениями даты. Чем ближе к вылету, тем это как минимум дороже. А некоторые авиакомпании могут и не пойти на такие изменения прямо перед полетом.
Важные советы для путешествия на поезде
1. Пользуйтесь мобильным приложением РЖД. В нем есть все самое необходимое – поиск нужных направлений, быстрая покупка, выбор места, возврат билетов, архив поездок, для участников программы лояльности – покупка билетов за баллы. В дороге приложение показывает оставшееся время до прибытия к следующей станции и до пункта назначения. Перед покупкой билетов проверяйте раздел «Акции» на сайте РЖД.
2. Выбираем лучшие места в вагоне. Помните: во всех поездах нижние полки — нечетные места, а верхние — четные. В старых поездах без кондиционера третье и шестое купе с аварийными выходами, и там не открываются окна. В плацкарте лучше не брать места с 37 по 54— это боковушки, а 37 и 38 — еще и у туалета. Лучшие места — у купе проводника, там недалеко розетка. В современных вагонах не бойтесь брать верхние полки – на них спать тоже удобно и комфортно! К тому же, очень часто РЖД делает на них скидки в купе.
3. Заранее подумайте, какие вещи вам понадобятся в поездке и положите их ближе всего, чтобы зайти в вагон и сразу их достать. Как правило, их немного: зубные паста и щетка, расческа, женская косметичка, зарядка для мобильного телефона, еда, сменный комплект одежды.
4. Посуду: кружку, ложку - вам обязаны предоставить бесплатно, даже без покупки чая. При покупке билета не забудьте проверить, входит ли в стоимость комплект еды. В фирменных поездах иногда предлагают целое меню с едой на заказ в течение дня.
5. Возьмите с собой беруши: от храпящих соседей и орущих детей не застрахован никто. Не забудьте тапочки. Даже если они включены в билет, то это не означает, что они будут настолько прочными, что в них можно будет передвигаться по вагону и в туалет.
6. Выбирайте купе с розетками. Все новые вагоны оснащены несколькими розетками на каждое купе. Но если едете не в фирменном, а в обычном поезде, то знайте, розетки есть в любом вагоне во втором и предпоследнем плацкартном отсеках. Но старайтесь не заряжать смартфоны и тем более ноутбуки от розеток в старых поездках! Из-за плохой проводки вы можете испортить батарею. Выхода два: покупать билеты в новые поезда, или прихватить заряженный power bank. Доступ к интернету для пассажиров первого класса обычно бесплатный. Для тех, кто приобретает места подешевле, он может быть либо ограничен, либо за эту услугу придется заплатить дополнительно. Кроме того, интернет может работать с перебоями. Так что для проверки почты и сообщений его хватит. А вот посмотреть кино уже вряд ли получится. Лучше скачать фильмы заранее или захватить с собой собственную точку доступа, оснащенную 4G. А если заскучаете, у всех проводников есть набор шашек, шахмат или какие-то настольные игры, которые дают бесплатно.
7. Питание. Не возлагайте больших надежд на вагон-ресторан: еда там может оказаться вкусной, а может и наоборот. В поездке вообще лучше не переедать, ведь здесь вы мало двигаетесь, а, значит, расходуете меньше энергии. Поэтому старайтесь перекусывать легкими продуктами. В пути хорошо сохранятся цельные овощи и фрукты, сухофрукты, клетчатка, мюсли, отруби, твердые сорта сыров, шоколад и домашние блюда с длительным сроком хранения, перевозить которые нужно в чистых герметичных контейнерах. Вареные яйца и курицу лучше съесть максимум на следующий день. Вместо овсяной каши в пакетиках, в которой много сахара, возьмите детские быстрозавариваемые – они менее калорийны. В прихваченном с собой термосе вы сможете заварить обыкновенный геркулес. Если добавить в него банан – такая полезная кашка понравится всем.
Чтобы сохранить подольше хлеб, его стоит держать в бумажном пакете или тканевом мешочке. А лучше всего – заменить его зерновыми хлебцами. Выбирая между лапшой, быстрорастворимой картошкой или супом, отдайте предпочтение тому, что действительно сможет утолить голод и при этом не будет содержать большое количество соли и глутамата. Хорошим источником белка могут стать консервы: паштеты, рыба, фасоль. А вот тушенку брать не стоит – ей рекомендована термическая обработка.
В путешествиях нужно пить больше воды. Во многих поездах установлена действительно хорошая система бутилированной питьевой воды, однако порой в наличии может быть только кипяток. А некоторые компании предупреждают, что водопроводная в составах не предназначена для питья. Так что лучше захватить ее с собой или покупать в дороге.
8. Доступ к санитарным узлам в поезде есть не всегда. Обычно на остановках туалетные комнаты закрывают. Поэтому лучше захватить с собой косметические и очищающие средства, такие, как влажные салфетки, дезинфицирующее средство для рук и туалетную бумагу. Пользуйтесь антисептиком для рук всякий раз после контактов с теми деталями вагона, которые постоянно трогают другие люди. В туалете пользуйтесь бумажными накладками на стульчак.
9. В поездках нельзя ни курить, ни парить. Курение в тамбурах и туалетах жестко пресекается, а на пойманных пассажиров заводятся информационные листы. В этом случае обратитесь к проводнику – он подскажет варианты.
10. Возьмите с собой лекарства, которые могут вам понадобиться в пути. В аптечку вагона входят только пластыри, йод, зеленка, бинт, перекись водорода и т. д. Кстати, проводник обязан оказать первую помощь, если вдруг вам станет плохо, пока вы не доехали до ближайшей крупной станции, где в вагон уже придут врачи.
11. Если вы решили сэкономить и не покупать постельное белье, то помните: матрасом без белья пользоваться нельзя. И еще. Вы можете не сдавать постельное белье проводнику, когда выходите на своей станции. Такой обязанности у пассажиров нет.
В путешествие с детьми
Каким бы транспортом вы не отправились отдыхать с детьми, вас ждет примерно одно и тоже: необходимость кормить, переодевать и развлекать ребенка. Но вначале нужно составить список вещей, которые необходимы, независимо от возраста ваших чад.
– Документы. Свои паспорта и свидетельства о рождении детей. Не забудьте загранпаспорта, если путешествуете в другую страну, а также СНИЛС и полис ОМС для себя и ребенка. Они могут понадобиться при получении медпомощи.
– Аптечка. Эксперты рекомендуют обязательно в нее включить: пластыри; жаропонижающие препараты (возьмите и на основе ибупрофена, и на основе парацетамола); антигистаминные (от аллергических реакций); пакетик глюкозо-солевого раствора (при кишечной инфекции или тепловом ударе); детские сосудосуживающие капли в нос. Если у ребенка есть хронические заболевания или аллергия, не забудьте специфические лекарства: при путешествии самолетом с собой на борт можно брать сколько угодно нужных препаратов.
– Не забудьте о влажных салфетках, которых никогда не бывает много. Они не должны нарушать естественного рН баланса кожи, содержать этиловый спирт; должны быть дерматологически протестированы.
– Пакеты с застежкой «зиплок» не только удобны при сборах, но и в них можно положить набор одежды на день или вещи какого-то вида, чтобы были под рукой, в том числе и грязные.
– Запасная одежда. Родители часто берут с собой лишнюю детскую одежду на случай перемены погоды. Постарайтесь не брать многослойную одежду: одевать и переодевать детей в нее будет сложно. Откажитесь от вещей с мелкими пуговицами и сложными застежками, а также от обуви со шнурками - это поможет быстрее пройти контроль в аэропорту или на границе.
– На время пути важно обеспечить ребенка интересными занятиями. Новые игрушки, книги, раскраски, карандаши, наклейки, планшеты с мультфильмами и играми, флеш-карточки — все это поможет малышу перенести дорогу более спокойно.
– Перекусы в дороге. Помните, что и в самолет можно проносить нужное количество еды для ребенка. В самолет возьмите контейнер с несколькими отсеками и заполните их разными продуктами: сухофруктами, овощными чипсами, крекерами, орешками (только помните об аллергии и риске попадания орехов в дыхательные пути маленьких детей). Ребенку будет интересно самому выбрать еду, а не есть то, что дают взрослые. Молочные продукты лучше не брать.
Не ламинируйте документы!
Эта история произошла не так давно в Челябинске. Жительница областного центра вместе с двумя детьми собиралась лететь на отдых в Сочи. Но на стойке регистрации в аэропорту у нее не приняли свидетельства о рождении детей. Свой отказ сотрудники аэропорта объяснили тем, что документы были заламинированы. Оказывается, в июне были ужесточены правила перелетов граждан. Женщина попала в сложную ситуацию, ведь о новых изменениях она узнала только в аэропорту. Вернуть деньги за свое несостоявшийся перелет она не смогла, так как ее случай не попадал под страховой.
Оценку действиям сотрудников авиакомпании и аэропорта даст Челябинская транспортная прокуратура. Но эксперты объяснили, почему ламинированные документы приравниваются к недействительным. В настоящее время свидетельства о рождении выдаются на листе бумаги с гербовой печатью. И закатывание документа в пленку считается его порчей, что, согласно ст.9 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. №143, является одним из оснований для повторной выдачи свидетельств. За это вам еще придется и заплатить госпошлину в 350 рублей. При ламинировании документов проверяющие не смогут убедиться в подлинности бланка и печати. Поэтому лучше не рисковать.
Александра Смоленская.
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».