Сегодня: 20:42, 28 марта 2024

Пьянству - бой!

16:49 Понедельник, 30 мая 2022 0

37 лет тому назад, в начале перестройки и правления последнего Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, в нашей стране началась самая известная и резонансная антиалкогольная кампания 1985 - 1987 годов.

С пристрастием россиян к алкоголю пытались бороться и в царской России, и в СССР. После Октябрьской революции 1917 года большевики официально запретили производство алкоголя, вплоть до 1923 года. Затем попытки искоренить пьянство были предприняты в 1929-м, 1958-м, 1972-м гг. Тем не менее, к концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в стране достигло рекордного уровня в истории: при среднем мировом потреблении 5,5 л водки на душу населения, у нас эта цифра зашкаливала за 20 – то есть, приближалась к 25 – границе, считающейся мировыми медиками фактическим началом самоуничтожения нации. Бутылка «беленькой» стала советской валютой: за нее можно было вскопать огород, отремонтировать забор, привести машину дров или оказать какую-нибудь иную услугу. Алкоголь объединял все слои населения – от генералов и академиков до работяг и студентов. И вскоре он принял масштаб национальной катастрофы: пьяные россияне тонули, замерзали, горели в своих домах, выпадали из окон. В вытрезвителях не хватало мест, а наркологические больницы и лечебно-профилактические профилактории были переполнены.

17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено о принятии постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». По данным Госкомстата СССР, большинство советских граждан - 87% - его поддержало. Мало того, каждый третий гражданин требовал ужесточения этих мер – введения «сухого закона». В соответствии с новой программой, запрещалось продавать алкоголь лицам, не достигшим 21 года; рекламировать вино-водочные изделия и сам процесс выпивки в СМИ, театрах и кино; реализовывать водочные изделия во всех предприятиях общественного питания, за исключением ресторанов;  торговать спиртным вблизи учебных учреждений всех типов, больниц, здравниц, промышленных объектов и местах отдыха;

Продаваться алкоголь стал строго с двух часов дня и до семи вечера и только в специализированных местах. Количество торговых точек регулировали местные власти. Бутылка водки подорожала в два раза – примерно до 9 руб. Употреблять алкоголь на свадьбах, банкетах и просто в общественных местах запрещалось. А руководящие партийные работники и начальники предприятий за его употребление могли быть даже  исключены из партийных рядов. Советские ликероводочные предприятия переключились на производство сока, и уже в 1986 году банки с «полезным для здоровья» напитком - томатным, морковным, яблочным, грушевым, березовым и другими - заполонили все торговые точки.

Если в 1985 году алкоголя в стране производили на 60,7 млрд руб., то в 1987-м эта цифра снизилась до 36,5 млрд.

Что дал народу «сухой закон» М. Горбачева?

Положительные моменты. Практически до нулевой отметки упала смертность от потребления и отравления алкоголем. Уменьшилось число пациентов психиатрических лечебниц. Впервые за всю историю СССР отметилось резкое уменьшение уровня смертности. Повысилась рождаемость (до этого был период «демографической ямы» - прим. ред.). Повысилась средняя продолжительность жизни у мужчин: она составила 65-70 лет. Улучшились показатели трудовой дисциплины. Понизилось количества преступлений, совершенных на почве алкоголизма. Снизилась статистика и по происшествиям. Количество несчастных случаев на производстве, автомобильных аварий понизилось на 30%. Повысился финансовый доход народа. В то время отделения Сбербанка констатировали резкое увеличение денежных вкладов от населения.

Отрицательные моменты. Уменьшение продаж алкоголя нанесло серьезный ущерб советской бюджетной системе, поскольку ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд рублей . Вместо прежних 60 млрд рублей дохода пищевая промышленность принесла 38 млрд в 1986 году и 35 млрд в 1987. До 1985 года спиртное давало около 25% поступлений в бюджет от розничной торговли, а за счет высоких цен на него удавалось дотировать цены на хлеб, молоко, сахар и др. продукты. Убытки от сокращения продажи спиртного компенсированы не были, к концу 1986 года бюджет фактически рухнул. Одновременно произошел рост теневой экономики. Направленная на «моральное оздоровление» советского общества, антиалкогольная кампания в реальности достигла совершенно иных результатов. В массовом сознании она воспринималась как абсурдная инициатива властей, направленная против «простого народа». Ведь для лиц, широко вовлеченных в теневую экономику, и партийно-хозяйственной элиты (где застолье со спиртным было номенклатурной традицией) алкоголь по-прежнему был доступен.

Поэтому в 1988-1989 году противники антиалкогольной кампании под руководством Н. И. Рыжкова смогли надавить на Горбачева, и вскоре страна вновь заполнилась спиртными напитками.

«Всеми фибрами души»

 Наталия Сорока, экс-главный редактор газеты «Вперед» (1996-2010 годы):

– В начале 80-х и ранее появление в общественном месте с запахом спиртного считалось нормальным явлением. Мы иногда ходили обедать в ресторан «Степной», где запросто можно было заказать бутылку водки, а, если договоришься с завзалом, и коньяка, и распить ее «для настроения». Потом, как ни в чем не бывало, опять идти на работу. Большинство молодых людей не представляли дискотеки или танцев в горсаду без предварительного «разогрева». И то, что можно было сесть за руль «выпивши», особо никого не шокировало. Это сейчас, к примеру, появление в общественном транспорте пьяного человека вызывает брезгливость и желание поскорее отойти от него подальше, в те годы было иначе.  

В сентябре 1985 года было создано Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость. Первое подобное общество уже создавалось при Сталине. Его главной целью было «объединение в борьбе за трезвость широких масс советских людей: рабочих, колхозников, служащих, интеллигенцию, женщин, молодежь, пенсионеров – всех сторонников полного искоренения употребления алкогольных напитков и порождаемых ими антисоциальных явлений». Первичные организации, как грибы, начали расти по месту работы и учебы: на предприятиях, в совхозах и колхозах, учреждениях, учебных заведениях, а также по месту жительства при управлениях домами, общежитиях - при наличии не менее 5 членов общества. Членами могли быть совершеннолетние граждане, являющие собой «пример трезвого образа жизни и достойного поведения в обществе и быту». В нашей редакции, как одном из центров идеологической работы, была тоже создана первичная организация, и мне поручили ее возглавить. В организацию вошли практически все сотрудники. Про себя мы тихонько посмеивались над содержаниями заявлений, которые писали коллеги при вступлении. Например, один журналист, любивший выпить, написал так: «Прошу принять меня в члены общества. Всеми фибрами души ненавижу «зеленого змия». Обязуюсь впредь вести беспощадную борьбу с пьянством». А после работы пошел в магазин «обмыть» вступление.

  IMG 9541

Члены общества платили вступительный взнос в размере 1 руб. и ежегодные членские взносы в таком же размере. С учащихся, студентов, пенсионеров, домохозяек брали по 20 копеек. Каждому выдавали членский билет и нагрудный знак единого образца. Но основной нашей задачей все-таки было освещение в газете директив партии по борьбе с «зеленым змием». В газете присутствовала постоянная рубрика «Пьянству - бой!». А под рубрикой «Новые традиции» журналисты рассказывали о безалкогольных, «сухих» свадьбах, которые, честно сказать, проводились не столько по искреннему желанию самих молодоженов, а в качестве показательных примеров.

IMG 8951

Публикации г. «Вперед» 1986 г. (из архива редакции)

Я помню одну из таких комсомольских свадеб, прошедших в Доме культуры. На столах было все, кроме спиртного. А чтобы народ не унывал - силами ДК организовали концертную программу с театрализованными моментами. Все это больше напоминало спектакль, где зрители сидели за столом. Когда мероприятие закончилось и разошлось явно скучающее приглашенное партийное и комсомольское начальство, родственники начали потихоньку наливать гостям водку и вино из чайников. И свадьба сразу запела и заплясала.

Александра СМОЛЕНСКАЯ.

 

Прочитано 393 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика