Сегодня: 03:13, 25 апреля 2024

Поверь в себя

13:38 Воскресенье, 10 апреля 2022 0

Эта заметка должна была по возможности быть опубликована гораздо раньше, но так получилось, что не совсем бодрое состояние здоровья откладывало ее написание.

Получив приглашение на Сретенский бал 19 февраля этого года в городской Дом культуры, я, не раздумывая, согласилась. Мысленно в голове пронеслась картинка юной Наташи Ростовой, с милой улыбкой и горящими от счастья глазами, в окружении солидных кавалеров. Как оказалось, этот бал тоже поставлен детским православным театром «Мир, который нужен мне», а его вдохновителями и организаторами являются отец Святослав, настоятель храма, и матушка Ольга. Описать словами эмоции, которые я испытала, не могу, это надо видеть! Все девочки были для меня Наташами из «Войны и мира», а мальчики - Андреями Болконскими в юности. Каждое платье покоряло изяществом и неповторимостью. Торжественную обстановку придавали фраки, бабочки и белые перчатки. Музыкальное сопровождение завораживало и уносило в неведомую даль. Слаженно, легко, грациозно двигались пары в любом из танцев. Улыбка со слезами умиления и восторга была у зрителей. Несомненно, бал с его нарядами и танцами - это заслуга Ольги Александровны Соболькиной, талантливой, обаятельной женщины, отдающей столько времени и сил театральной сцене, будучи при этом многодетной мамой.

Рядом со мной сидела Любовь Николаевна Степанова, которая до ухода на заслуженный отдых много лет проработала медсестрой физкабинета в школе слепых и слабовидящих детей. Она так восторженно комментировала узнаваемых участников, что пара фраз об одном из них меня заинтересовала. Тем более, паренек очень тепло и доброжелательно поговорил с ней. Я спросила у него разрешение на встречу. Застенчиво, явно с удивлением, он согласился. Представила мне соседка и Людмилу Викторовну Ивлеву, пояснив, что преподаватель начальных классов многое изменила в судьбе Шахзода Шоюсуфова, и на протяжении всего времени обучения остается одним из его наставников и другом.

Мартовским холодным днем я отправилась на встречу. В ожидании Шахзода я услышала от Людмилы Викторовны рассказ о семье героя моей публикации, которая не отступила от возможности дать сыну, у которого глубоко нарушено зрение, быть полноправным членом общества.

Трудности с работой на родине в Таджикистане, в г.Ура-Тюбе, заставили Шорасулу Шомурзоевича Шоюсуфова, отца троих детей, уехать в Россию на заработки. Со временем он получил гражданство, а затем оформил гражданство и двум сыновьям. Старшая дочь со своей семьей и мамой оставались в Таджикистане. Впоследствии маме, Гульчехре Алиевне, оформили вид на жительство, и семья купила квартиру в Магнитогорске. Так как беспокоила дальнейшая судьба сына, показали его приезжим челябинским врачам и узнали о Троицкой школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, где Шахзод мог бы получить образование, проживание и поддерживающее зрение лечение.

Так, в мае 2012 года четырнадцатилетний Шахзод приехал с отцом в другую страну и прошел школьную комиссию, получив разрешение на обучение и проживание в интернате. Все понимали, что первично надо было преодолеть языковой барьер, и поэтому посоветовали дома летом усиленно позаниматься с репетитором по русскому языку. Дело в том, что Шахзод не ходил в школу совсем. Было у него тоже 1 сентября в 7 лет, но в обучении отказали, понимая, что бессильны помочь почти слепому мальчику в этом вопросе. Было обидно, он плакал, что не может ходить в школу, спрашивал маму: «почему»? Она и стала его первым учителем, научив читать крупный шрифт и считать.

Отец перед поездкой напутствовал сына таким образом, что он сам должен решить, ехать ли ему на учебу. Да, будет трудно, но в домашних условиях мы не решим проблему. Все знаем, что у мусульман в крови почитание старших, да и послушание тоже не отстает. Дома дядя - брат отца, в таком же духе вел беседу с племянником, а когда пришло время решать окончательно вопрос поездки на Урал, он дал ему 15 минут на ответ. Родной дом, друзья останутся так далеко, что сердечко мальчика в те минуты сжималось от боли, но тяга к учебе победила, и уже через три минуты он дал положительный ответ.

Переживал и педагогический коллектив школы. Шахзод должен был сесть за парту с первоклашками 7-8 лет. Было неимоверно трудно, путались окончания слов, плохо запоминались русские имена... Первый месяц мальчик ждал вечер, чтобы поговорить с родителями по телефону на родном языке. Опытные педагоги и мудрые родители поняли, что это мешает адаптироваться в нужном направлении, и решили, что в данное время лучше разговаривать на русском языке. Бывало, одноклассники поправляли и со смехом, но это был не злой смех, и Шахзод воспринимал спокойно такие моменты. Это было у него с детства: культурное наследие нации, ее традиции, отношение к окружающему миру. Все это шло из семьи. Во время беседы с Людмилой Викторовной было понятно, что задача педагогического коллектива не только научить читать и писать, но и правильно относиться и к себе, и к окружению. Дать понять, что они такие же, как все, а если не идеальное зрение, то надо научиться видеть душой. И, главное, поверить в себя. Не жить ожиданием, что тебя пожалеют. Всего должно быть в меру, и в конкретных случаях строгость не помешает.

Присоединившийся к нашей беседе Шахзод непринужденно, спокойно заговорил о своем прошлом, о начале обучения в школе, с благодарностью вспоминая первую учительницу Анастасию Анатольевну Никитину, которой достались первые два класса его обучения (но он прошел их за один год). Затем была Людмила Викторовна, с которой с сожалением расстались после 4 класса. Трудно даже сказать про расставание: это настолько родственные души, что их общение по сей день не только уважительное, но и доверительное. Ученик и учитель понимали друг друга с полуслова, и каждый старался другому сказать слова благодарности. Добрым словом вспомнили Елену Андижановну Терегулову, которая была у Шахзода воспитателем еще в начальных классах. У них остались дружеские отношения, и в любое время он без стеснения может обсудить вопросы даже личного характера, услышать нужный совет. Как мне показалось, даже задержав дыхание и с большим трепетом, произнес имя учительницы русского языка и литературы Ольги Федоровны Рагулиной. Кому досталось больше переживаний в обучении, не знаю, но его чистая, без акцента речь трудолюбивого ученика от меня получила «пять».

Спокойный, порядочный, деликатный, мягкий по характеру, уважаемый, любимый учителями и школьниками, Шахзод не умел говорить «нет». Не то что не имел своего мнения, но старался аккуратно подбирать ответ, руководствуясь четверостишьем поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки повести…»  В свое время братскую заботу проявили о Шахзоде старшеклассники Женя Молчанов и Дима Щеглов – они проживали в одной комнате в интернате. Они с детства жили в России, а новый друг приехал сюда в 14 лет, и многое ему было неизвестно из обыденной, реальной жизни. Это было полезное, нужное общение для Шахзода, которое не прерывается и после окончания ребятами школы-интерната: приезжают, как в дом родной, где им всегда рады.

Наша беседа продлилась около трех часов, и протекала так легко и свободно, что расставаться совсем не хотелось. Шахзод покорил меня своей искренностью и порядочностью.

Кто бы мог подумать, что мальчик из далекого провинциального городка заинтересуется танцами и игрой на гитаре? А это случилось. Его желание поддержал и осуществил преподаватель ритмики Вячеслав Аркадьевич Щеткин, приняв в танцевальный коллектив ансамбля «Гармония». Стал Шахзод и членом ансамбля гитаристов под руководством Елены Алексеевны Бебих. Ему покорился не только гранит науки, но и сцена, при всем при этом он - председатель учкома школы. Грустно было говорить, но мы затронули тему окончания школы в этом году. Было понятно, что это очень волнительно и для учителя, и для ученика. А каково расстаться с лучшими друзьями Андреем Фокиным, Кириллом Непочатых и партнершей по бальным танцам Вероникой Плотниковой? Но, думаю, что они не потеряются и будут общаться, так как школа-интернат для них - большая дружная семья.

Шахзод поделился своими планами на будущее. Не сомневаюсь, что у него все получится. Школа дала ему необходимые знания и два завета: «Идти дорогою добра» и «Трудолюбие - твой друг», которые пригодятся по жизни. Шахзод считает себя везунчиком, потому что его любят на Родине, в Магнитогорске и в родном интернате, давшем ему хорошие знания. Дай Бог, чтобы и дальше на его пути встречались только хорошие люди.

Я так много получила информации о школе, о ее многогранной деятельности, о душевном теплом отношении к учащимся, что поняла – слова благодарности заслуживает каждый член ее коллектива.

Тамара АПАНАСКЕВИЧ.

Прочитано 962 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика