Сегодня: 15:39, 25 апреля 2024
Братья Коханович Братья Коханович

Посылка из Молдовы

13:42 Суббота, 26 марта 2022 0

Симфония времен

Прикосновение к старине всегда вызывает чувство, которое ты испытываешь, возвращаясь в места своего детства, когда через много-много лет вновь приезжаешь в родной город и находишь старые, не поломанные современностью, уголки. Интерес, трепет и грусть – все смешивается в одно. Многое сохранилось и продолжает жить, вписавшись в наше время, а что-то утрачено безвозвратно и осталось только на потертых снимках и бумажных листах. Наверное, поэтому, наткнувшись в соцсетях на пост незнакомого мне человека из далекой Молдовы, решила его прочесть. Ведь в нем упоминался наш город Троицк, где жил и работал, еще до революционной поры, дирижер и скрипач Сергей Михайлович Коханович. Но его имя связано не только с Троицком. Пост о музыканте сопровождал выложенное здесь же фото обложки нотной партитуры конца XIX в. (издание А. Гутхейль, г. Москва) с его именной печатью – «Сергѣй Михайловичъ Кохановичъ».

Будучи коренной троичанкой, поймала себя на мысли, что сама никогда не слышала эту фамилию. Стало интересно: что же это был за человек и как сложилась его судьба? Решила списаться с автором фото и поста – Владимиром Едапиным. Вот что написал о себе Владимир: «Родился в Крыму. Волей судьбы в совсем юном возрасте оказался в тогда еще советской Молдавии. Просто любитель и ценитель старины - русской, российской, конечно же, в первую очередь... О дирижере Кохановиче узнал совершенно случайно. На одном из интернет-аукционов наткнулся на ноты, насколько могу судить, конца 19 века – меня интересует этот период. Припоминаю, что продавал эти ноты человек из Чувашии. Приобрел их, решил найти информацию об их владельце. Нашел ее в сообществе «Троицк ВК». Собственно, такая вот история».

Связавшись с Троицким краеведческим музеем, получила кое-какие данные от научного сотрудника Николая Владимировича Шувалова. Скажу сразу, что информацию о дирижере в музее собирают по крупицам, так как ее не очень много: об этом говорит весьма скромный стенд с афишей тех лет и портретом Кохановича. В итоге всем, что нашлось, хочу поделиться с читателями нашей газеты, интересующимися прошлым родного города.

Из Самары – в Троицк

Дирижер С. М. Коханович в наш город попал из Самары, где долгое время жил и был скрипачом и дирижером местного симфонического оркестра. Когда именно он приехал в Троицк Оренбургской губернии, не установлено. Известно, что проживал музыкант в доме в Бакакинском переулке (ныне ул. Пионерская). Из заметки «Переход клуба», опубликованной в предшественнице нашей «Вперёд» – газете «Степь» (№ 64), известно, что с 10 мая 1909 года в городском саду начал играть симфонический оркестр, созданный Сергеем Михайловичем. Коханович также дирижировал и в народном, летнем театрах.

В городе он открыл собственный «Магазинъ Кохановичъ», где продавались различные нотные издания. По информацию же троицкого краеведа Дмитрия Леонидовича Белоусова, С. М. Коханович имел табачный магазин по ул. Толстовской, 60. Ныне это дом на углу ул. Ленина и Володарского — напротив 2-го корпуса лицея № 13 (бывшая женская гимназия). Это здание и сейчас имеет №60. Предполагается, что это мог быть один магазин, в котором продавались и ноты, и табак, т.к. на одних нотах сделать прибыль было сложно. Тем более, что, по словам историков, недалеко, по Васильевскому переулку (ул. Климова) был еще один музыкальный и писчебумажный магазин Медника.

В свободное время музыканты оркестра подрабатывали еще и частным образом. Но началась Первая мировая война, и все изменилось. В полном отчаянии дирижер писал: «В половине октября мне неожиданно объявляют, что оркестр совсем не нужен, ссылаясь на то, что зимнее помещение клуба занято войском, и, если бы даже оно освободилось, все равно у них денег нет на содержание оркестра… В настоящее время, когда сезон всюду начался, музыкантам деться некуда. Они находятся в таком положении, что одних гонят с квартиры, другие же в буквальном смысле голодают, питаясь сами черным хлебом и купленной на 2-3 коп. печенкой и кормят своих ребят кусочком хлеба, чуть посыпанным сахаром. Я не раз обращался к некоторым старшинам [общественного собрания] с просьбой поддержать их жизнь, выдавая хотя бы часть прежнего жалования, но получал неизменный ответ, что у них нет денег. Не хочется допустить мысли, что многочисленные члены клуба останутся глухи к той вопиющей нужде, которая испытывается музыкантами, что никто не вникнет в их безвыходное положение и не постарается его облегчить…»

Две Марии и Надежда

Неизвестно, где и когда дирижер впервые встретился с женщиной, сыгравшей в его жизни немаловажную роль – Марией Францевной Ольшевской, семья которой была выслана в Россию из Польши. Старшие родственники не разрешили музыканту оформить официальный брак с католичкой, но до конца жизни Сергей Михайлович и Мария Францевна были добрыми друзьями, чем могли, помогали друг другу. Вне брака у них родилась дочь Мария, которая, по понятным причинам, даже не была записана по отчеству отца – ее записали как Павловну. Впоследствии Мария поступила в медицинский институт в г.Томске. Когда грянула революция, девушка на крыше вагона приехала к отцу в Троицк, где и познакомилась со своим будущим мужем. По ее словам, он считался самым красивым гимназистом и тоже мечтал о профессии врача. Речь идет о заведующем терапевтическим и инфекционным отделениями Троицкой городской больницы Борисе Николаевиче Блудорове, прославившемся как профессионал, безошибочно устанавливающий диагноз у больных.

Второй женой Сергея Михайловича стала Надежда Васильевна Путолова, которая также была хорошим музыкантом. Ребенком она воспитывалась у фабриканта Саввы Морозова, а позже на его средства получила образование в Женевской консерватории. Мария с женой отца не просто общалась – она училась у Надежды Васильевны игре на фортепиано. У девушки был великолепный слух, что позволяло ей импровизировать и по вечерам играть на сеансах немого кино. Днем она работала в педагогическом училище и в интернате. Впоследствии на музыкальные занятия к Надежде Васильевне начала ходить и дочь Марии и Бориса – Люцилла. Благодаря этим урокам, девочка смогла, минуя музыкальную школу, поступить в Челябинское музыкальное училище. Из магнитогорского журнала «Партнер» (№3, 2006 г.) узнала, что с 1957 года внучка Сергея Михайловича Кохановича – Люцилла Борисовна, по мужу Блудорова, жила в г. Магнитогорске, приехав сюда после окончания Саратовской консерватории. Всю свою жизнь посвятила музыкальной педагогике по классу фортепиано. Она скромно умалчивала о своем дворянском происхождении, но бережно хранила дома альбомы с фотографиями своих прабабушек, бабушек и родителей. По информации с сайта памяти удалось узнать, что родилась Люцилла Борисовна 15 мая 1929 года и умерла в возрасте 85 лет 22 апреля 2014 года в Магнитогорске.

Интересный факт. Известно, что у Сергея Михайловича Кохановича был брат, Николай Михайлович, тоже музыкант, в те времена проживающий в г. Вятке. Николай Михайлович также дирижировал оркестром (в городском театре), был организатором многих концертов и постановок опер и тоже владел музыкальным магазином. Краеведы утверждают даже, что какое-то время братья вместе играли в оркестре знаменитого С. М. Козолупова.

По данным историков и краеведов, умер С. М. Коханович приблизительно в 1931 г.: у него случился сердечный приступ прямо во время концерта. Похоронен дирижер на городском Дмитриевском кладбище рядом с церковью.

Продолжение

Vladimir EdapinВ процессе общения с Владимиром Едапиным сообщила, что хочу написать статью обо всей этой истории. Потом, совершенно неожиданно для себя, услышала от него: «Я готов подарить оригинал нотной партитуры с личной печатью дирижера вашей газете – пусть он хранится в городе, в котором он жил и работал». Стоит ли говорить, что отказаться от такого подарка было бы грехом? И вот, когда бандероль с нотами из Молдовы дошла до нашего города, редакция газеты «Вперёд» приняла единодушное решение передать эту реликвию Троицкому краеведческому музею – для пополнения стенда.

От автора. В статье использованы фото и материалы из фонда Троицкого краеведческого музея, архивов краеведов Р. Н. Гизатуллина и Д. Л. Белоусова.

На фото: 1.Симфонический оркестр С. М. Кохановича (в центре); 2. Дом, в котором предположительно размещался магазин Кохановича на ул. Ленина, 60; 3. Момент вручения оригинала партитуры нот гл. редактором газеты Екатериной Титаренко научному сотруднику МБУ Троицкого краеведческого музея Алексею Василенко. 

orkestr 
 dom
 photo 2022 03 21 11 02 54
 

 

Александра СМОЛЕНСКАЯ.

 

 

Прочитано 558 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика