Сегодня: 06:44, 21 февраля 2019
 

Дом по имени школа

17:24 Воскресенье, 20 января 2019 0

Как ни сложна порой жизнь, каждому, пожалуй, ясно: самое дорогое для человека – знания, которые дает, прежде всего, школа.

Она еще и учит видеть в повседневности умное, доброе, светлое. Встретившись с Лидией Ивановной Семеновой, директором школы №3, я сразу обратила внимание на ее добрую улыбку, хорошее настроение, благоприятное отношение.
– Откуда Ваша жизнерадостность, Лидия Ивановна?
– Мой оптимизм из детства. Меня закалила любовь родителей, в ней я черпала силу и присутствие духа. В воспитании они придерживались извечных простых норм: забота, требовательность, привлечение к обязанностям по дому, настойчивость в преодолении трудностей – и все это любовь!
– Вашим первым шагом на пути познания будущей профессии стало...
– Тамбовское культпросветучилище. Жили мы тогда в Моршанском районе. Папа, Иван Осипович, участник войны, вернулся с двумя орденами – Красного Знамени и Отечественной войны I степени. В мирной послевоенной жизни довелось прожить ему только три года... Мама, Любовь Андреевна, работала на швейной фабрике. Жила еще с нами бабушка. В сплоченной трудолюбивой семье мы, дети, отлично учились, получили прекрасное образование. Старшая сестра Надежда работала до ухода на пенсию заместителем главного бухгалтера в ЮУрГАУ; брат Николай – сантехником; сестра Валентина – бессменным директором школы № 9 в течение 30 лет. А я, младшая, с детства была непоседой, голосистым запевалой в школьном хоре, инициатором творческих вечеров. Закончив училище, получила направление в город Фрунзе.
…В 1969 году прибыли на Тамбовщину из Азербайджана военнослужащие на заготовку картофеля. Так произошла встреча Лидии Ивановны с будущим мужем Владимиром, который в 1973 году привез ее в город Фрунзе, где жили его родители. Сначала работала в школе пионервожатой, затем в течение 10 лет – во Дворце пионеров. Заочно закончила Киргизский женский пединститут, получив профессию учителя русского языка и литературы. Вскоре появился на свет сын Дмитрий. Трудностей особых Лидия Ивановна не испытывала: попала в такую же, как и ее, дружную семью. Помогал свекор – военнослужащий, а также свекровь, кстати, по профессии биолог. Сегодня Дмитрий с женой и пятилетним сыном живет в Челябинске. Младший сын Андрей закончил аграрный колледж, его дочь учится в инженерно-строительном институте в Санкт-Петербурге. А Лидия Ивановна и Владимир Александрович недавно отметили 46-ую годовщину совместной жизни. Муж с детства увлекается филателией, сегодня он – активный член городского клуба филателистов.
– Лидия Ивановна, положительное воздействие родителей становится силой в соединении с педагогическим искусством. В каком возрасте наступает момент, когда ребенок начинает ощущать себя личностью?
– Это индивидуально. Кто привыкает к постоянному отчету по поводу своего поведения, расхода карманных денег, а у кого с ранних лет вошло в привычку все свои школьные принадлежности содержать в порядке, быть ответственным за свои поступки, самостоятельным. А укрепляет отношения детей с родителями доверие, духовная близость.
– Есть ли у Вас сложности в работе с родителями учащихся?
– К сожалению, зачастую пошел ребенок в школу, и мерилом его положительных качеств (особенно со стороны родителей) часто становится пятибалльная система школьных оценок. Само собой, ученик хорош. Но у нас крепкая учительская семья, озадаченная работой над сплочением коллектива, чтобы школа стала вторым домом для детей, и, конечно, способствовать получению учащимися хороших знаний. В основном, родители – наши союзники. Ежегодно педколлектив продумывает планы проведения родительских собраний по параллелям, беседы психолога, инспектора ПДН. Замечу, в ПДН ни один из наших учеников на учете не состоит. Хорошую поддержку оказывает и родительский комитет школы.
– Лидия Ивановна, школа прежде всего дает знания...
– И дети их получают. Сегодня мы заметно повысили балл по ЕГЭ. Мы гордимся нашими выпускниками-медалистами, начиная с 1949года. В этом учебном году у нас восемь претендентов на получение аттестата с отличием, двое – на получение медалей. Дети у нас любознательные, творческие. Обладают обостренным чувством справедливости, поэтому крайне сложно порой учителю решить, кто прав или нет в той или иной ситуации. Можно избежать тысячи опасностей, если быть предельно внимательным учителю, наблюдательным, а это стимулируется любовью. Повторюсь, у нас крепкая учительская семья, где все занимаются любимым делом. Сложностей хватает, но знаю, неиссякаемым источником терпимости коллег является великодушие, балансируемое между сердцем и разумом. Молодым учителям я советую почаще находить слова похвалы и поощрений (заслуженно, разумеется!) Но если захотите сказать ребенку или его родителям нечто неприятное, попытайтесь перебороть себя, остановитесь! Старая индийская пословица гласит: «Нет ничего благородного в чувстве превосходства над другими. Истинное благородство заключено в превосходстве над самим собой».
– Сегодня трудно вовлечь учащихся во внеклассную, внешкольную деятельность?
– Мы стремимся в каждом из учеников открывать интересные стороны – интересные и для самого ученика, и для окружающих. В школе работают предметные кружки, есть шахматный клуб. Работает школьное телевидение, налажен выпуск общешкольной газеты «ОСА» («О самом актуальном»), где, помимо учебных вопросов, можно увидеть страницы, посвященные историческим и литературным датам, жизни города и прочее. Наши дети участвуют в волонтерском движении. Запомнилось участие в акции «Подари улыбку!», в праздновании 100-летия комсомола. Работает музей. А с мая по сентябрь дети с большим желанием проходят летнюю практику – занимаются благоустройством школьной территории, высаживая цветы и ухаживая за ними.
– Лидия Ивановна, Вы – отличник просвещения, Ваша деятельность отмечена многочисленными грамотами. Посоветуйте, что самое важное необходимо делать, чтобы проникнуться ощущением своей значимости в окружающем мире?
– Нужны, думаю, нормальные импульсы доброжелательности. Припомню извечную мудрость Соломона: «Каждый должен помнить, что самый главный час – настоящий, тот, который наступил; что самый главный человек – тот, который сейчас с тобой, и самое важное дело – которое делаешь в настоящую минуту». В заключение хочу сказать, что я благодарна родителям, все сделавшим для того, чтобы благоприятствовали мне удача, успех, выражающие счастье и в семейной жизни, и в большой школьной семье, где мне одинаково дороги и педагогический, и школьный коллективы.

Любовь ЕФАНОВА

Прочитано 344 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

 
Яндекс.Метрика