Первый раз в первый класс или как стресс превратить в праздник!
Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения – ребенок готовится поступить в школу. И во многом успех малыша зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, и родители сдают свой первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.
Некоторые родители считают, что ребенка можно подготовить очень быстро, усиленно занимаясь перед самой школой. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке ребенка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить к школе заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.
Важно, чтобы ребенок шел в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.
Составляющими психологической готовности являются:
– личностная готовность;
– волевая готовность;
– интеллектуальная готовность.
Личностная готовность (мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребенка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе. Мотивация – это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности.
Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы. Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг». Однако это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью – обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать ...»
Определить мотивацию ребенка в обучении можно с помощью упражнений – игр. В комнате, где выставлены игрушки, предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребенком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Вывод таков: если ребенок хочет идти играть – у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.
Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле». Итак, мотивационная готовность – это желание ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью – обучением.
Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.
Эмоционально-волевая готовность включает в себя умение детей ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.
Ребенка ждет нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то, что надо: режим, программу. Дети 6-7 лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.
Интеллектуальная готовность включает в себя уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария» и его словарный запас. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, должен ориентироваться в пространстве, то есть, он должен знать, как пройти в школу и обратно, поэтому задача родителей – поощрять эти качества. Интеллектуальный аспект затрагивает такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Алена Герингер, Ирина Мелехина, психологи отделения помощи семье и детям МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» администрации г. Троицка
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».