Сегодня: 03:21, 25 апреля 2024

Наш паровоз, вперед лети!

13:09 Воскресенье, 02 августа 2020 0

Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги. А внутренний смысл его деятельности — обеспечение максимального комфорта пассажирам поезда. Образно говоря, проводник — это «маленький хозяин большого вагона», населенного людьми, постоянно меняющимися по пути следования.

Можно ли застелить вагонную полку принесенным из дома постельным бельем? Почему нельзя класть ключи на столик? Что мысленно надевает проводник на разъяренного пассажира? Об этом в частности и о своей профессии в целом рассказали троицкие проводники. В этой романтической профессии Наталья и Евгений Миклины совсем недавно – меньше года, но уже поднабрались опыта и имеют солидный багаж знаний для уверенной работы.

Не теряем голову и держим лицо

«В детстве Наташа мечтала стать проводником», – эта стандартная для начала рассказа фраза на самом деле является действительностью. Но жизнь распорядилась так, что попала она в эту профессию лишь тогда, когда подросли дети, и их можно было одних оставлять дома, в придачу «нагрузив» еще и уходом за садом.

– Чуть больше года назад моя знакомая, работница билетной кассы в Челябинске, рассказала, что сейчас дефицит проводников и можно пройти курсы, – поделилась Наталья. – Мне стало интересно. После трехмесячного обучения ездила дублером и стажером, сдавала экзамены, проходила инструктажи и уже потом был первый самостоятельный рейс.

Москва и Санкт-Петербург, Адлер и Новороссийск, казахский Петропавловск и снова столица… Рассказывая о своих поездках и придавая им нотку даже восхищения, Наталья увлекла профессией и мужа Евгения.

– Супруг как никто ругой подходит под критерии проводника, – поделилась Наташа. – Ведь сюда идут люди, которые не боятся трудностей. Поезда – это не только дорожная романтика, но также тяжелая работа и школа жизни. Здесь нужен стойкий характер. Необходимо четко контролировать обстановку, разрешать любые конфликтные ситуации, держать лицо и не терять голову!

Кроме того, проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, а также поддерживает санитарную чистоту в вагоне. А это, согласитесь, под силу далеко не каждой женщине. Вот и стали Миклины ездить в паре.

Отказать, не обижая

Количество выходных у проводника зависит от маршрута, но, как правило, он отдыхает столько, сколько дней был в пути. В холодное время года нужно больше работать физически – очищать вагоны от снега, отбивать ломом лед с подвагонного оборудования, следить за тем, чтобы в салоне температура была комфортной для пассажиров, но при этом соблюдать план по экономии электроэнергии. Перед тем, как принять вагон, проводник все тщательно проверяет – от подстаканников до одеял. Но бывает, что некоторые вещи (подстаканники, освежители воздуха, даже туалетная бумага!) «уходят» вместе с пассажирами – за это сотруднику придется платить из своего кармана.

– Ехал как-то в нашем вагоне пожилой мужчина, – рассказал Евгений Миклин. – При подъезде к станции он аккуратно сложил постельное белье в сумку. И сидит, ждет выхода. Хорошо, что я вовремя заметил, пришлось объяснить, что все, что выдают в поезде, нужно сдавать проводнику. А старичок так удивленно: «Так я ж за него деньги заплатил!»

13 лет на рельсах

Столько лет работает проводником троичанка Лилия Гатаулина, пойдя в свое время по стопам мамы. Открою секрет: в следующем году будет трудиться «вагоноважатой» и ее дочь, студентка Алина. Конечно же, опытному проводнику есть с чем сравнить поезда десятилетней давности и нынешние. Не небо и земля, естественно, но разница значительная: нет заплеванных тамбуров и не открывающихся деревянных форточек, закрытых на остановках туалетов и холода в купе, карточных игр и пьяных дебошей. Все это и многое другое осталось в прошлом, сейчас в каждом поезде есть кондиционеры, биотуалеты, комплексные обеды и ужины, запреты на курение и алкоголь... В общем, все для комфорта пассажиров. По признанию проводников, исчез даже стук колес – сейчас железная дорога, как шелковый путь.

– За столько лет я привыкла к тяжелой работе, больше ничего и не умею делать, – улыбаясь, поделилась Лилия. – Конечно, пассажиры бывают разные, в том числе не в духе, раздраженные, капризные. Здесь бывает, как в маршрутке: одному дует, а другому жарко. Но проводник не может никому грубить, это недопустимо. Поэтому нас специально обучают приемам стрессоустойчивости. Иногда, например, приходится применять «метод пиджака»: тебя критикуют, а ты мысленно снимаешь с себя пиджак и ставишь его перед собой. Получается, что агрессивный «кадр» орет на пустую оболочку, которую можно встряхнуть и дальше спокойно пойти, не застревая в ситуации.

Один из запоминающихся случаев в жизни – роды прямо в вагоне, который сопровождала Лиля Гатаулина. Где-то между Ульяновском и Саранском 12 лет назад на свет появился крепкий мальчуган. А еще бывали случаи смерти (естественной – уточнила проводник), но перед праздником не хочется говорить о грустном.

– Хочу пожелать всем моим коллегам огромного терпения, – сказала Лилия. – Труд проводника хоть и тяжелый, но очень благородный, и каждый из нас может быть обычным пассажиром. Поэтому давайте будем работать, как для себя, всем от этого станет только лучше!

О стуке колес

С чем у нас ассоциируется железная дорога? Правильно, со стуком колес. Даже сложно представить, сколько им нужно раз перевернуться (да простят меня за техническую неграмотность виновники торжества – железнодорожники!), чтобы привести в движение огромный состав. Естественно, колесам свойственно изнашиваться и ломаться. И куда их отправляют? Опять правильно: в локомотивное депо! Сегодня на предприятии ремонтируются колесные пары для всех локомотивов Южноуральской железной дороги, до полутора тысяч пар в год.

Предприятие после нескольких переименований имеет другое название, но для троичан оно таковым было, есть и остается – локомотивным депо, которое начало работать в 1911 году. Тогда же было построено его первое здание.

– Были времена, когда здесь трудились по 300 человек, многие – семейными династиями, – рассказал Михаил Котляров, ведущий инженер техотдела предприятия. – Сейчас депо разделено на четыре участка, в нашем, по ремонту колесных пар, осталось без малого 100 сотрудников, около 15% из них – женщины, большая часть которых трудится непосредственно в цехе. Вот, к примеру, Наталья Лебедева, машинист крана. У нас работает 25 лет, 22 из которых – на кране.

Если сказать, что условия тяжелые – значит, мало, что сказать. Грохот, тяжести, масла и смазки, намертво въедающиеся в кожу рук… Но, ведь работает народ, не ропщет.

– 26 лет на одном месте, – поделился Олег Шель, прессовщик. – В свое время окончил железнодорожное училище. Могу быть помощником машиниста, слесарем подвижного состава, сварщиком. Но больше нравится тут, с «родными» колесами.

– Он у нас один в своем роде, умеющий «общаться» более чем с 20 видами колес, – добавил о коллеге Дмитрий Рубчевский, токарь высшего VI разряда. – Можно сказать, что со всеми. Очень легко и приятно работать с людьми, которые являются настоящими профессионалами своего дела. А таких у нас большинство!

Кстати, Дмитрий скромно умолчал о том, что локомотивное депо стало для него судьбоносным: здесь он встретил свою любовь Ольгу, которая трудится дефектоскопистом. Месяц назад молодые люди создали семью.

– Наше предприятие славится своими трудовыми делами, – добавил Михаил Котляров. – Мы достойно продолжаем традиции, заложенные предыдущими поколениями, и с уверенностью смотрим в завтрашний день. Желаю всем железнодорожникам в профессиональный праздник здоровья, благополучия в семьях и успехов в работе!

1 3

Евгений Миклин

2 2

Лилия Гатаулина

5 1

Наталья Лебедева

3 1

Дмитрий Рубчевский и Олег Шель

Елена ВЕРШИНИНА

Прочитано 2381 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика