64% россиян сталкиваются с фейками в интернете раз в неделю и чаще
Обычно фейки распространяются по темам спецоперации, политики, дефицита продуктов или топлива.
Последние тенденции в сфере фейковой информации обсудили на пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году» в ТАСС. Генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак называет основной целью фейков сбить аудиторию с толку, напугать, вызвать панику и негативное отношение.
«46% респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге. 18% знают, но это знание зачастую поверхностное. Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить», — рассказал генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак.
64% людей сталкиваются с фейками раз в неделю или чаще. Этот показатель снизился на девять пунктов с прошлого года. При этом 46% людей что-то знают или слышали о фактчекинге и понимают, что информацию нужно проверять. Количество уникальных фейков остается на прежнем уровне, но пользователи реже делают репост сомнительной записи.
Вместе с тем, срок жизни фейка сократился с четырех до трех дней. Это связано с более оперативным опровержением лжи и медиаграмотностью аудитории. Сейчас читатели новостных порталов ставят новость под сомнение, но отличить ложь от правды довольно сложно. В рамках исследования АНО «Диалог» проводил эксперимент, где 50% журналистов не смогли справиться с этой задачей.
Одна из последних тенденций – системное использование дипфейков, связанных с событиями в Курской области. Их качество вышло на высокий уровень. Специалистами АНО «Диалог» было зафиксировано 23 дипфейка в этом году – это в три раза больше, чем за последние два года. Бороться с ними будут за счет дополнительного обучения программ для автоматического выявления фейка.
В информационное поле Челябинской области тоже проникали новостные фейки. Так, в марте 2024 года по сети распространилось видео, на котором запечатлен вброс бюллетеней на выборах президента РФ. Изначально его опубликовал Telegram-канал «Протестная Россия», на видео женщины загружают в урну несколько бумаг. Видео оказалось фейком. Оно было опубликовано в трех регионах России, включая Челябинскую область. На инфоповод сразу отреагировал областной избирком, опровергнув слухи о вбросе.
Ещё один яркий пример – фейковое видео с падением метеорита в Челябинской области 27 февраля этого года. Новость распространилась по региональным и федеральным телеграм-каналам, но оказалась фейком. С официальным опровержением выступили региональные МЧС и правительство области – на видео заметили явные признаки монтажа.
Созданные нейросетью фейки возможно отличить от реальности, если внимательно их изучить. Например, нередко в интернете распространяют новость о якобы новом законе и прикрепляют фото документа. Эксперты быстро распознают фейк, так как видят ряд ошибок в оформлении, отсутствие даты и подписи. А на фотографиях вражеских военных, которые якобы захватили какую-то территорию, можно заметить некорректные шевроны и ошибки в названии населенного пункта.
Оставить комментарий
Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».