Сегодня: 13:25, 04 октября 2024
Фото из личного архива автора Фото из личного архива автора

И это все о ней

16:20 Среда, 07 августа 2024 0

Журналисты-«вперёдовцы» советского времени - какими они были? У каждого из них в разные времена была своя тема, свои пристрастия, свое перо, своя индивидуальность. Но всех объединяли преданность газете и выбранному делу, желание донести читателям интересную и правдивую информацию объективно и обстоятельно.

Огромного уважения заслуживает Ия Александровна Полякова.  В редакции газеты «Вперёд» она появилась после учебы в Ленинградском госуниверситете, отработав какое-то время по распределению в удивительном месте - в Пушкинских горах. Это небольшой поселок в Псковской области, связанный с великим русским поэтом Александром Пушкиным, где было его родовое имение «Михайловское».

Из воспоминаний ветерана газеты, Почетного гражданина Троицка Нелли  Аблиной:

- В коллективе Ию Полякову мы называли не иначе как, Иечка. Ее мама, Анна Зотовна, была учителем в третьей школе и воспитывала ее в строгости. Она и попросила тогдашнего редактора А. Файзуллина взять Ию Александровну в штат. Ия была постарше меня, но мы с ней как-то сразу подружились. Она очень добрая, незлопамятная, независтливая. Умная, начитанная. Пообщаешься с ней и понимаешь, что таких людей, как она, на земле мало. Исчезающий вид. Она всегда с восхищением рассказывала о Пушкиногорье, о ее встречах с Семеном Гейченко, директором и хранителем Пушкинского заповедника «Михайловское».

Неизвестно, как бы сложилась судьба Ии Александровны, если бы она осталась в Псковской области. А в Троицке она стала одной из популярных и узнаваемых личностей не только как корреспондент «Вперёд», но и как руководитель Клуба юных журналистов им. А. П. Гайдара, который создала по своей задумке.

photo 2024 07 30 09 21 37

Из воспоминаний ветерана педагогического труда, Почетного работника общего образования РФ Ларисы Смородиной: 

– С Ией Александровной Поляковой мне посчастливилось работать почти 20 лет в Доме пионеров им. А. М. Климова, где она и вела занятия в КЮЖе. Такое несоответствие: хрупкая, тихая, скромная – это внешне; настойчивая, бескомпромиссная, решительная, принципиальная, смелая, честная – это в работе. Помню ее строгий образ: почти всегда в деловом костюме. Но сумка была не дамская, а полухозяйственная, удивительно большая для ее комплекции. Потом поняла: именно такая сумка вмещала все ее рабочие блокноты, которых было великое множество. Одни – корреспондентские, другие – «гайдаровские».

Сколько детей крутились вокруг Ии Александровны! Как раскрывалась ее душа, как горели глаза, какая добрая улыбка украшала ее лицо в детском окружении! Тихим голосом вела она беседу о журналистике, учила серьезно, терпеливо.

Да, для юнкоров, мечтающих о большой журналистике, КЮЖ был находкой. Ия Полякова учила школьников премудростям газетного дела, знакомила с журналистскими жанрами, давала практические задания.

Благодаря такому наставничеству, заметки юнкоров публиковались на страницах городской газеты «Вперёд».  Невозможно передать те чувства, которые я испытывала, когда, раскрыв свежий выпуск газеты, видела свою небольшую заметку о школьной жизни наряду с материалами таких мэтров журналистики, как Н. Аблина, А. Столяров, Е. Скобелкин.  И первый авторский гонорар мы, члены КЮЖа, по инициативе Ии Александровны перечислили в Фонд мира, чем очень гордились. Такое было время. Более четверти века просуществовал юнкоровский клуб.

Из воспоминаний преподавателя Международного института дизайна и сервиса, член Союза журналистов России и Союза дизайнеров России Рифата Абдрашитова:

- В четвертом классе мы с другом, Сережей Богданчиковым, выбирали, в какой кружок Дома пионеров записаться. Сережа настаивал на кружке красных следопытов, но я уговорил начать с юных журналистов, которым руководили милейшая Ия Александровна Полякова.

Впрочем, наше первое журналистское задание было необычным — оббить планками портрет Аркадия Гайдара, писателя и журналиста, именем которого был назван кружок. Этот портрет с нашими планками несколько лет провисел в небольшом кабинете, где собирались и юнкоры, и следопыты (которых мы в итоге тогда выбрали), а потом и легендарный городской комсомольский штаб «Салют» под руководством Ларисы Анатольевны Смородиной.

...Ии Александровны Поляковой нет уже с нами тридцать лет. Интересно, если бы она дожила до 100-летнего юбилея газеты «Вперёд», как бы воспринимала все происходящее? Теперь уже не проводятся ставшие традиционными в советскую пору слеты юных журналистов, в школах не выпускают стенгазеты, давно уже нет Троицкого радио… Вспоминаешь все это, и словно прокручиваешь кадры светлого, доброго кино.

Из воспоминаний Ларисы Смородиной:

- Городской слет юных журналистов проходил традиционно в ленинские дни, в апрельское воскресенье. За неделю до слета все школьные редколлегии несли в Дом пионеров огромные рулоны газет размером в три ватманских листа.  Названия были самые разные: «Ровесник», «Сверстник», «Голос школы» и другие. Размещались газеты по стенам Дома пионеров в два, а то и в три «этажа».

Мне запомнилось, как знакомилась с выставкой Ия Александровна. Читала газеты то поднявшись на цыпочки, то склонившись. Читала с неподдельным интересом, с уважением к авторам, самозабвенно, с волнением, с надеждой на встречу с журналистскими талантами. Читала весь день, до глубокой ночи. Тут-то в ход и шли ее альбомы. Крупно, размашисто извивались строчки ее записей. Сокращались слова, мыслям было тесно.

Как любой творческий человек, Ия Александровна не терпела вмешательства в процесс подведения итогов слета, но к справедливым предложениям всегда прислушивалась. Награждались только достойные!

Удивительное дело: за чтобы ни бралась Ия Александровна, у нее все получалось. Она была очень ответственным, обязательным и принципиальным человеком. Вот с тем же радио - передачи выходили в прямой эфир, утром и вечером, и я прекрасно помню, как она тщательно к ним готовилась, подбирала интересные новости, досконально прописывала программы, сидя за столом в редакции, приглашала в студию выступающих.

Из воспоминаний Рифата Абдрашитова:

- Мы с Ией Александровной начали встречаться ежемесячно в студии Троицкого радио, которая располагалась все на той же улице 30-летия ВЛКСМ, напротив Дома пионеров. Город привычно просыпался под ее теплый голос, а я каждый раз наблюдал за чудом — как она, щурясь, разбирала свой «врачебный» почерк, которым были написаны на серой бумаге и прогноз погоды, и новости, и объявления. А потом передавала микрофон нам с Наташей Рухлядевой (ныне Косовой) для 10-минутных новостей ГКШ «Салют» — и сама внимательно нас слушала, после эфира мягко советуя, что и как в следующий раз можно сделать лучше.

Оглядываясь назад, понимаешь, как же нам повезло в детстве с педагогами — бескорыстными, наблюдательными, дающими тебе шанс.

Коллектив редакции газеты «Вперёд» жил как одна дружная семья. Радости и печали делили между собой, встречали юбилеи, провожали на пенсию. Поддерживали, если требовалась помощь, шутили друг над другом. Ию Александровну разыгрывали чаще других. Но всегда по-доброму, а потом вместе с ней смеялись. Из-за своей доверчивости, а может по наивности, она часто попадала в разные ситуации. Об одном таком случае долго говорили в редакции.

Однажды Ия Полякова оставила без присмотра в одном из проходных кабинетов редакции свою новую шубу. Через какое-то время возвращается за ней, а на встречу ей мужчина с шубой в руках. Ия Александровна хотела было пропустить его, но увидев в его руках свою обновку, тихо спросила:

- А вам не кажется, что это моя шуба?

- Разве ваша? Ну ладно, тогда возьмите ее обратно, — нашелся вор.

 - Спасибо.

 - Пожалуйста.

 ***

Так случилось, что у Ии Александровны не было своей семьи. Всю нерастраченную любовь она отдавала своим юнкорам, своим воспитанникам. Она умела дружить искренне и трогательно, любила бывать в гостях у своих подруг и знакомых, часто приглашала к себе в гости, по-детски удивлялась и восхищалась всему красивому, новому, заботилась о своих кошках, спасенных с улицы. 

Ах, наша дорогая Иечка, Ия Александровна! Проходят годы, а мы по-прежнему любим Вас и храним добрую, светлую память…

 

Марина Клайн

 

Прочитано 249 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

 

БВП 900Е1320

 

obb

scale 1200 2

Яндекс.Метрика