Сегодня: 20:32, 30 ноября 2021

Уроки дистанта

16:33 Пятница, 19 ноября 2021 0

Буквально несколько дней назад мы вновь пережили этот недолгий, но непростой период – очередной вынужденный переход на школьное дистанционное обучение.

Впервые школьное образование столкнулось с таким форматом весной 2020 года, когда на дистант массово перевели все российские школы. Отдельные регионы, учебные заведения и сами ученики пережили и переживают такие периоды по-разному, несмотря на общие проблемы и уже приобретенный опыт. Один из южноуральских отцов обратился в соцсетях к губернатору области Алексею Текслеру с просьбой отменить дистант: «Учителя по всем предметам «накидали» информацию, каждый там, где ему удобно. В итоге нужно скачать кучу всяких приложений, сидеть и учить своего ребенка. Кошмар какой-то».

Труднее всего пришлось и приходится родителям младших школьников, не совсем еще привыкших к учебному процессу. Вот мнение Марины, матери двоих детей, один из которых – первоклассник:

– Занятия у нас проходили по утрам, в это время мы все были на работе. Учителя говорят: научите ребенка самому подключать компьютер. Как вы себе это представляете? Ребенку 7 лет, и даже взрослый иногда не может с этим справиться - где-то там по какой-то ссылке зарегистрироваться. Меня спасал старший сын, который успевал не только сделать свои уроки, но и заниматься с младшим. При этом у него самого совершенно не было времени для отдыха.

Еще одна «трудная категория» – выпускники. Им сдавать итоговые экзамены, которые, по опыту прошлого года, легче не станут. Более того, выпускникам 2021 года еще сложнее, ведь у них не будет того запаса знаний, который передался прошлогодним выпускам с предыдущих, допандемийных, лет.

Еще о проблемах

Главной проблемой дистанционного обучения специалисты называют недостаток в семьях компьютеров или планшетов с нормальным выходом в сеть. Особенно это касается сельской местности. Идеальный комплект для дистанта – хороший ноутбук с камерой, наушники с микрофоном, а в ряде случаев еще и другая гарнитура - стоит несколько десятков тысяч рублей, что по карману далеко не всем, особенно в условиях роста цен. У большинства есть ноутбук, но он часто один на всю семью, и нередко занят взрослыми членами семьи. Поэтому в некоторых школах детям задают больше письменных заданий. А в других составляют расписание таким образом, чтобы в первой половине дня училась начальная и средняя школа, а во второй — старшеклассники, что позволяет школьникам из одной семьи использовать единственный ноутбук по очереди.

К минусам можно добавить недостаток «дистантных» учебных пособий, эффективных учебных платформ для учителей, нехватку адаптированных площадок, посредством которых преподаватели могли бы общаться с учениками. У сельских учителей существует и проблема отсутствия рядом «продвинутых» компьютерщиков.

К ряду возникших сложностей можно добавить и организационные. Формально контроль посещаемости видеоуроков ведет учитель – по количеству учеников, подключившихся к онлайн-трансляции. Фактически же этот контроль возложен на родителей. Сами преподаватели говорят и об отсутствии дисциплины со стороны учащихся во время трансляции. Кроме того, в условиях дистанта учителю сложно объяснить тему полноценно. В итоге ученикам приходится самим больше читать, что существенно увеличивает время учебы в целом и сокращает время на отдых, негативно отражаясь на их здоровье.

Однако самым главным негативным моментом дистанционного обучения все называют лишение возможности живого общения друг с другом. Множество проведенных опросов показало, что школьники хотят учиться вместе, поскорее вернуться в свои классы.

Плюсы

И все же, они есть. Компетенции педагогов, с точки зрения работы в информационном пространстве, заметно повысились, продвинулись их технические навыки, ими осваиваются новые образовательные платформы. А детей дистанционная форма обучения учит умению брать на себя ответственность. Учащийся может пересматривать пройденный материал, ставить запись на паузу, иметь под рукой справочные материалы, получать неограниченный доступ к лекциям известных специалистов, заслуженных учителей, которые сейчас размещаются в бесплатном доступе.

Идеальное и реальное

Итак, каким должен быть дистант в идеале? Проанализировав различные мнения, мы составили список основных условий: обеспечение высокоскоростным интернетом школ, необходимое оснащение внутри образовательного учреждения, выбор платформ и программного обеспечения для учебного процесса, формирование контента, а также непосредственно обучение и вовлечение в процесс учителей, школьников и родителей. Признано, что вести уроки педагогам однозначно лучше из школы, а не из дома: в ней имеются нужная атмосфера, оборудование, материалы. Но даже самый лучший дистант сможет стать эффективным только при высокой степени самоорганизации ученика, что не так-то просто. Ведь по статистике даже среди взрослых всего 3% слушателей онлайн-курсов проходят обучение до конца. Что касается младших школьников, то, как считают эксперты, на дистант их нужно переводить лишь в крайнем случае. И именно этот подход, кстати, сейчас реализуется в некоторых российских городах.

Мнения педагогов и родителей МБОУ «Лицей № 13»

PribitovaОлеся Сергеевна Прибытова, директор:

- Мир меняется, и мы должны меняться вместе с ним. Дистанционные технологии прочно вошли в нашу жизнь, в том числе, и в сферу образования, как бы мы этому не противились. Поэтому наша обязанность – реагировать на вызовы времени и извлекать из них новое, полезное для себя. Это касается педагогов, родителей и самих ребят. Сказать, что с первого дня все у нас было легко, понятно и гладко в профессиональном, материальном и организационном аспектах - это значит слукавить. Прошло почти два года с начала пандемии, накоплен определенный опыт и по проведению онлайн-уроков, и родительских собраний, и совещаний, и даже последних звонков. Мы освоили технологию смешанного обучения и сегодня реализуем ее, в частности, когда часть учеников находится в классе, а другая часть дома, например, когда болеют. Учителю приходится вести урок одновременно и очно, и удаленно. Да, это создает определенные трудности, требует навыков, но является весьма эффективным инструментом, который обеспечивает равный доступ всех обучающихся к образованию и усвоению ими образовательной программы. И даже с таким опытом за плечами, современным оборудованием, имеющимся в нашем распоряжении, мы убеждены в том, что нельзя перевести нашу сферу полностью в систему дистанционного образования. В нашем деле важно живое общение – «глаза в глаза». Но, считаю, нет ничего плохого в том, когда онлайн-практики сочетаются с очными. Я благодарна всем педагогам лицея за профессионализм, энтузиазм и веру в будущее нашей профессии, родителям – за понимание, терпение и активность, детям - за старания и готовность получать новые знания!

LisenkoМария Сергеевна Лысенко, учитель русского языка и литературы:

- У меня нет резко негативного отношения к дистанту. В каждой профессии важно уметь сориентироваться, мобилизоваться и качественно сработать в любых условиях. Но мне, как учителю, отвечающему за знания и степень освоения программы каждым учеником, все-таки хочется видеть глаза детей, живо реагирующие на то, что происходит на уроке, чувствовать и наблюдать реакцию каждого ученика, что сложно сделать даже через лучшие средства связи. Поэтому я за классическую форму урока.

KazbekovaДиляра Фуатовна Казбекова, родительница:

- Дистанционное обучение – форма работы, которая требует большой организованности как от учителей, детей и от нас, родителей. Особенно важным этот вопрос является для выпускников: все хотят успешно окончить школу и сдать ЕГЭ. К счастью, с первого дня нашим одиннадцатиклассникам были организованы онлайн-уроки по всем предметам: дети продолжили прохождение программы и подготовку к экзаменам. Конечно, в сложившейся ситуации мы ждали окончания карантина и возвращения ребят в лицей, но радует, что и в период онлайн - обучения время для них не прошло впустую.

NikitinМихаил Геннадьевич Никитин, родитель:

- Дистант тяжел и невыносим, мы все это знаем. К нашему счастью, педагоги лицея несут эту тяжесть, умело справляясь со всеми возникающими трудностями. Процесс обучения в такие моменты выстраивается согласно расписанию, ребята продолжают активно учиться и набираться знаний. Как бы то ни было, дистант не должен быть помехой качеству обучения.

Александра СМОЛЕНСКАЯ.

Прочитано 1256 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

obb

300.150

banner1

1d97d7149416b11034ed39ca1af2f093

Яндекс.Метрика