Сегодня: 19:29, 28 марта 2024
Коллектив редакции Коллектив редакции

Листая старые подшивки…

15:59 Четверг, 01 декабря 2022 0

Много ли в нашей области местных газет, возраст которых приближается к 100 годам? Не ошибусь, если скажу, что их можно перечесть по пальцам. Газета «Вперед» - в их числе. За эти несколько десятков лет менялись главные редакторы, редакционные коллективы. Менялось и само издание. Но неизменным было то, что газета всегда служила людям и выходила для вас, уважаемые читатели. Во всяком случае, редакция старалась, чтобы было именно так.

Вместе с нашим городом, районом, областью, да и всей страной, районка прошла большой исторический путь. И сегодня в редакции хранятся подшивки выпусков «Вперёд» с 30- ых годов по нынешнее время. Мы бережем их, ведь по этим пожелтевшим страницам можно узнать, как и чем жили наши земляки и страна в прежние времена — это настоящая летопись событий.

3 ноября 1923 года ЦИК СССР принял Постановление об образовании Уральской области. Бывший уездный город Троицк стал одним из 15 окружных центров вновь созданной области. На состоявшемся в ноябре 1923 года I Окружном съезде Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов принято решение о том, что в состав Троицкого округа войдут: Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Каракульский, Кочкарский, Кизильский, Магнитный (ныне г. Магнитогорск), Нагайбакский, Нижнеувельский, Степной, Троицкий и Уйский районы. 2 декабря 1924 года – день открытия третьей Окружной партийной конференции, стал днем рождения газеты «Вперёд» – органа окружкома РКП(б) и окружного исполкома. Газета выходила трижды в неделю, тиражом по тем временам немалым – 4 тыс. экземпляров. В редакции было два отдела, в которых работали по одному сотруднику. Находилась редакция по Татарскому переулку, в доме№ 12 — ныне ул. 30 лет ВЛКСМ. Первым ответственным редактором был назначен П. А. Прончатов, который одновременно был и заведующим агитпропа окружкома партии. Одной из главных задач, стоящих перед коллективом редакции, было завоевать сердца читателей. А главный лозунг гласил: «На пять крестьянских дворов – одна газета! На двоих членов профсоюза - одна газета!». Газета сразу стала центром организаторской работы – при ней создавались выездные редакции, помогавшие налаживать выпуск новых изделий в районах.

В первые дни существования авторский состав газеты был невелик – 15 селькоров. Но уже к концу 1925 года их количество увеличилось до 267. В 1925-ом при редакции было создано одно из первых уральских литературных объединений - «Степь», организованное работающим в редакции писателем А. М. Климовым, именем которого названа одна из центральных улиц города. До сих пор произведения местных поэтов и прозаиков печатаются во «Вперёд». При редакции в советские времена работали клубы: деловых встреч «Собеседник», творческих встреч «Кругозор», юных журналистов им. А. Гайдара. А в начале девяностых годов, чтобы выжить в тяжелые времена, одной из первых в области, да и всей России, редакция организовала собственную службу доставки газеты, которая работает до сих пор.

Это сегодня, при желании, мы можем спокойно приобрести любую периодику в киосках или магазинах. Газеты нам теперь любезно, а иногда и навязчиво, бесплатно подкидывают в почтовые ящики. Раньше, чтобы узнать последние печатные новости, нужно было обязательно заплатить за это деньги. И сейчас мы продаем свое издание, свой труд – наша газета не бесплатная. Но это накладывает на весь коллектив огромную и особую ответственность.

photo 2022 11 30 16 37 08

Наталья Коннова, курьер газеты «Вперёд»

Просматривая пожелтевшие подшивки с потрескавшимися картонными обложками, так интересно наблюдать за метаморфозами, происходящими с «Вперёд» в зависимости от духа разных времен! Как же отличается районка ранних советских лет от современной! Разные менталитет, подход к выбору тем, стиль написания, очень скромное оформление — без каких бы то ни было ярких и больших иллюстраций и разнообразия шрифтов, отсутствие рекламы, единичные объявления.

О чем же троичане могли узнавать из единственного печатного источника информации для города и села? Вот, к примеру, номера, датированные тридцатыми годами. Некоторые считают, что в советские времена издание рассказывало только о съездах партии, директивах и изобиловало всяческими коммунистическими лозунгами. Конечно, такого материала на страницах было предостаточно. Существовал даже специальный жанр – передовая статья, которая всегда присутствовала на видном месте и была посвящена именно выполнению задач, поставленных съездами правящей партии. Опытные журналисты, ведущие партийную, идеологическую темы, по воспоминаниям наших предшественников, «выпекали» передовицы, как блины. И потом главный редактор отчитывался за их количество в горкоме и райкоме КПСС. Но уже по страницам тех лет можно заметить, как много в издании было критических материалов. Советский человек должен был иметь кристально чистый моральный облик. Не дай Бог напился на рабочем месте, загулял от семьи, что-то вынес с завода через проходную или просто запустил свой дом, квартиру, двор – все это в один миг попадало в местную газету. Вот, к примеру, заметка рабкора Метлушко под названием «Преступные проделки С. (фамилия приводится в сокращении - авт.). В ней говорится о том, что управляющий одного из отделений зерносовхоза сократил штат рабочих, выдал им справки, но задержал заработанные деньги. Отделение имеет большую задолженность по зарплате. «Осенью рабочие оборудовали красный уголок, установили в нем радио, повесили шторы и постелили на столы скатерти. Каждый вечер они собирались туда и культурно проводили свой досуг. Но С. не дал дров, и в уголок никто ходить не стал», – сообщает рабкор. «Кроме того, управляющий ведет себя возмутительно, творит произвол: на днях пошел в отпуск, взял пару лошадей, уехал в Н-Еткуль и двое суток там гулял. Пара коней вихрем носилась с пьяной ватагой по улицам поселка».

Или вот другая заметка – «Разгильдяй осужден». В ней говорится о том, что 16 декабря 1936 года машинист Троицкого депо Р. (фамилия приводится в сокращении - авт.) пришел на работу «выпивши». «При вручении путевки, главный поезда заметил нетрезвое состояние машиниста и сообщил диспетчеру. Р. от поезда был отстранен. Это не единичный случай с Р. Однажды он был замечен в пьянстве в Кустанае, за что так же был отстранен от поезда. 16 декабря он вышел опять пьяным на работу. За дезорганизацию производства Р. осужден к шести годам лишения свободы».

Накануне Великой Отечественной войны заголовки в газете больше напоминали лозунги, воззвания: «Смелее и шире организуем совмещение профессий в колхозах», «Будем крепить и ширить ряды МОПР», «За достойную смену сталинской эпохи», «Помочь учителю в работе».

Но все эти годы газета была не просто печатными страницами – журналисты работали в разных форматах. Вместе со своими незаменимыми помощниками – нештатными корреспондентами, а в прежние времена – рабкорами и селькорами, они организовывали различные рейды, народный контроль за многими сферами жизни: строительными объектами, торговлей, досугом трудящихся и молодежи. В заметке «Весело проводит время колхозная молодежь» селькор Певнев рассказывает о том, как хорошо поставлена клубная работа в Берлинском сельсовете. «Каждый вечер колхозная молодежь собирается в клуб потанцевать, поиграть и коллективно почитать художественную литературу. Под руководством заведующего клубом т. Дороховой О.А. организован драматический кружок из 15 человек, в котором принимает участие не только молодежь, но и пожилые колхозники».

Наши коллеги — журналисты устраивали рабселькоровские рейды и по проверке готовности колхозов к весеннему севу. Трудно даже представить, чтобы сегодняшнему корреспонденту позволили вмешиваться в дела хозяйства, а затем он начал бы на страницах районки советовать, что сеять, как пахать, вынес вердикт по осмотру техники и бесконечно критиковал за все. В 30–40-х годах журналист мог приехать в любое хозяйство и указать на недостатки. Но писали не только про это. Очень много было рассказов о передовиках производства, стахановском движении, социалистическом соревновании, в котором участвовали практически все советские бригады на производствах. Тогда победители получали не премии, а вымпелы, грамоты, и это было очень престижно. Газета уделяла внимание и гневному разоблачению врагов социалистического строя. В военные годы «Вперёд» печатала сводки о боях, помощи фронту в тылу тружеников города и района.

Помогла заработать

В 1998 году в стране был большой экономический кризис, произошел резкий скачок инфляции. Хотя Президент России Борис Ельцин выступил с заявлением о том, что никакой девальвации не будет, через три дня произошел технический дефолт, девальвация рубля, спад производства и уровня жизни россиян. Многие остались без работы, без средств к существованию. И газета «Вперёд», сама испытывая трудности в финансовом плане – были обращения к читателям о нестабильности - не только продолжала выходить, но и учила читателей, то есть нас, как можно выжить. Благодаря ей и печатавшимся статьям с практическими советами о том, как и на чем можно заработать безработным, моя семья сумела продержаться. В газете прочитал, что можно выращивать на продажу картошку и ловить рыбу. Узнал, какой начальный капитал для этого нужен и с чего вообще надо было начинать. Мы со своим свояком решились на это и не жалеем. Так что до сих пор говорим нашей «Вперёдке» спасибо и все годы ее выписываем!

Николай Волков, читатель

Объединила сердца

В начале девяностых годов, когда начала выходить «Троицкая ярмарка», в ней было много интересных статей, которые бы раньше в газете не напечатались. Это были времена наступившей свободы слова. Тогда и начали выходить газеты «Спид-Инфо» и разные другие. «Ярмарка» начала писать об инвалидах, их проблемах, о венчании в церквях, о первых кооперативах и кооператорах, товарных биржах, бедных людях и бомжах. Появилось в ней и много практических полезных советов. И первая в городе служба знакомств, которая открылась при редакции. Служба существовала лет десять: редакция сначала просто печатала объявления тех, кто желал познакомиться. А потом, совместно с городским Домом культуры, стала проводить вечера за столиками. Входной билет включал в себя бутылочку шампанского и вазочку с фруктами. Но находчивые троичане приносили с собой напитки и покрепче. Умудрялись захватить из дома и тарелку с холодцом, винегретом. Организаторы смотрели на это сквозь пальцы – лишь бы людям было хорошо и душевно. Вечера назывались «Для тех, кому за 30», а в шутку их участники говорили: сегодня пойдем на «Для тех, кому за 300»! Вечера были очень популярными. Конечно, женщин в ДК приходило больше, чем мужчин – мужчины были просто нарасхват. Поэтому даме очень важно было успеть пригласить кавалера на дамский танец, пока не опередила более шустрая соперница. Но даже если кавалеров не хватало, многие женщины приходили компаниями, чтобы просто хорошо отдохнуть, послушать музыку, поучаствовать в конкурсах и пообщаться с журналистами газеты, которые тоже там присутствовали. А вот моей знакомой повезло. На одном из таких вечеров она познакомилась со своим будущим мужем – на тот момент вдовцом. Знаю, что немало было и молодых пар, которые познакомились, благодаря «Троицкой ярмарке», и до сих пор живут счастливо.

Светлана Аверина, читательница.

Со сменой десятилетий «Вперёд» меняла свое лицо. В 90-е годы появился выпуск выходного дня «Троицкая ярмарка», которая выходила тиражом в 21 тыс. экземпляров. Вместе с отменой КПСС и партийного финансирования пришло новое время и новые формы существования – газета стала выходить в том числе и на средства, заработанные от коммерческой рекламы. Но всегда самым дорогим и надежным источником дохода была и остается финансовая поддержка от наших читателей. Поэтому лозунг «Овладевать сердцами читателей» был и остается главным в нашей работе. Мы и сегодня стараемся делать все, чтобы быть ближе к вам, дорогие друзья газеты. Из года в год журналисты и сотрудники редакции придумывают различные акции, проекты, конкурсы для вас. Только в этом году это были «Спасатели в белых халатах», «Рука помощи на пути к знаниям», «Большая помощь маленькому другу», «Чудо сада – огорода», фотоконкурсы «Хобби настоящего мужчины», «Небо на двоих», «Супербабушка» и другие.

И в следующем году мы будем продолжать рассказывать вам обо всем, что происходит в городе и районе, об исторических тайнах здешних мест, о наших земляках, давать как можно больше полезной информации для жизни. А с помощью наших нештатных корреспондентов и новостей, которые мы получаем от читателей, газета будет еще интереснее. Ведь газеты «Вперёд» не может быть без вас! Так с именинницей нас всех!

Екатерина ТИТАРЕНКО, главный редактор.

 

Секреты, о которых нельзя было рассказывать

В кабинете главного редактора, в тяжелом металлическом сейфе, до самых двухтысячных годов лежала тонкая картонная папка на завязках. В ней хранились серые тонкие брошюрки, которые хранить было положено именно таким образом. В этих брошюрках содержался перечень - секретные сведения, поступающие в те времена к каждому главному редактору от структуры, одно название которой приводило в трепет. Называлась она Обллитом и олицетворяла собой орган советской цензуры. Собственно, цензура в газетах была во все времена. Ведь в каждом государстве принято защищать секретные сведения. В первую очередь, это связано с информацией, представляющей государственную тайну, безопасность и целостность страны.

О чем же нельзя было писать в газете в советские годы? Еще в год рождения газеты «Вперёд» – 1924-й, - некоторого рода сообщения не могли допускаться к размещению до согласования их с органами ОГПУ. В обязательном перечне предписывалось не публиковать сведения об эпидемиях, медпомощи в этих районах, крушениях поездов и т. д. Зародившись вместе с Главлитом, а в регионах – Облитом, такое стремление к сокрытию правды продолжалось, как известно, многие десятилетия и приводило порой к трагическим для населения последствиям. Такая практика была нарушена, да и то не сразу, лишь в мае 1986 года. Власти были вынуждены, хоть и с большим опозданием и далеко не полностью, сообщить о Чернобыльской атомной катастрофе. Об еще большей катастрофе такого рода на Южном Урале в 1957 году подавляющее большинство советских людей узнали лишь спустя 30 лет.

Это было связано с очередным перечнем сведений, запрещенных к публикации в открытом доступе, принятом в 1976 году. Информация считалась секретной и была предназначена только для служебного пользования. В газете нельзя было говорить о стихийных бедствиях и введенных чрезвычайных ситуациях, наводнениях, землетрясениях, лесных пожарах, авариях на крупных станциях, приводить демографическую статистику, показатели бедности, сведения о заболеваемости и т.д. Однако справедливости ради нужно заметить, что в случае каких-либо катастроф в стране принимались своевременные меры по устранению последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Помню, как в восьмидесятые годы в газете «Вперёд» вышла какая-то информация с упоминанием воинской части, находившейся в городской черте. Главный редактор, побледнев, тогда произнес: «Все, меня за это точно снимут», ведь упоминания о нахождении на территориях воинских частей были строго запрещены. Это сейчас мы можем узнать из СМИ, как губернатор области посещает военный полигон на Южном Урале, чтобы узнать, в каких условиях живется военнослужащим. Тогда нашего главного редактора «пронесло» – цензоры, скорее всего, не заметили, а может, просто пощадили его.

 photo 2022 11 28 13 56 27
 photo 2022 11 28 15 32 39

1966—1987 годы называют периодом стагнации цензурной системы, который продолжился до начала девяностых на фоне попыток реформирования Главлита. В феврале 1986 года в своем интервью газете «Юманите» М. С. Горбачев публично признал в России наличие цензуры и назвал ее задачи: охрана государственной и военной тайн, запрет на пропаганду войны, жестокости и насилия, охрана неприкосновенности личности. Интересно, что идеологические мотивы, такие, как «антисоветская пропаганда», не были названы.

12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором было прямо указано, что «Цензура массовой информации не допускается». 13 апреля 1991 года Главлит упразднен Кабинетом Министров СССР с передачей его функций Министерству информации и печати. А в июле 1991 года при Министерстве создали «Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации», которое было ликвидировано уже в октябре.

Но, если все это касалось государственных секретов, то были еще и другие ограничения, которые никем не прописывались, но могли повлиять на судьбу главного редактора. Например, он мог запросто лишиться своей должности за то, что в невыгодном свете представил в газете фото партийного босса – какого-либо секретаря местного комитета партии, или, например, допустить серьезную опечатку в тексте или заголовке идеологического материала. Иногда одна буква могла оказаться роковой. До сих пор среди наших журналистов ходят анекдоты из жизни. В заголовке «Сдадим хлеб в сжатые сроки» в последнем слове вместо буквы «о» оказалась «а». А теперь представьте масштабы трагедии для всей редакции!

 

Александра СМОЛЕНСКАЯ

 

Прочитано 290 раз

Оставить комментарий

Размещая комментарий, вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности, размещенной в разделе «Информация для пользователей».

Военная служба по контракту 100х100 мм

БВП 900Е1320

obb

scale 1200 2